Слайд 2Симфоническое творчество
В его творчестве сложился классический парный состав симфонического оркестра, т.е. деревянно-духовых
инструментов по 2 и соответствующее количество других инструментов
Ведущая группа струнная (скрипки, альты, виолончели и контрабасы). Группа деревянно-духовых инструментов состоит из флейт, гобоев, кларнетов и фаготов. Группу медно-духовых инструментов у Гайдна образуют валторны и трубы, а из ударных он использовал только литавры и «Лондонской симфонии» № 12 добавил треугольник, тарелки и барабан.
Гайдн написал более 100 симфоний, дошли до нас только 104. Многие из симфоний имеют названия: «Лондонские» (их 12), «Парижские» (их 6), «Прощальная» (№ 45, в конце симфонии оркестр зажигает свечи и уходит со сцены, занавес), «С боем литавр, или Сюрприз» (№ 94, в середине части, когда музыка звучит тихо и спокойно, вдруг раздаются удары литавр).
Слайд 3Симфония имеет строение:
Воплощает в себе разные стороны
жизни человека
• 1 ч.
- Сонатная форма аллегро (человек «деятельный»)
• 2 ч.– медленная, задумчивая (человек «мыслящий»)
• 3 ч.– игра, веселье (менуэт) – человек «играющий»
• 4 ч.- быстрый финал (песенно-танцевальный) – человек «общественный»
Слайд 5СИМФОНИЯ № 103
МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР
(С ТРЕМОЛО ЛИТАВР)
Свое название «с
тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавры играют тремоло на тоническом звуке ми-бемоль.
Слайд 6Симфония № 103 Ми-бемоль мажор
«С тремоло литавр»
Это 11 из 12 «Лондонских
симфоний» Гайдна. Состоит из 4 частей:
I часть – Allegro con spirit (быстро с воодушевлением). Начинается с медленного вступления. Allegro напоминает картину народного праздника. Строение I части – сонатное аллегро (т.к. пишется в темпе аллегро), состоит из 3 разделов:
Экспозиция – показ музыкальных тем
Разработка – изменение музыкальных тем
Реприза – повтор музыкальных тем из экспозиции.
В основе экспозиции лежат 2 разнохарактерные темы:
Главная партия (Es-dur), размер 6/8, быстрая, танцевальная, праздничная. Играет струнная группа.
Связующая партия – таинственная, модуляция в Си-бемоль мажор.
Побочная партия (B-dur), размер 6/8, изящная, легкая. Типичный вальсовый аккомпанемент сближает эту тему с лендлером (австрийский и южно-немецкий танец, один из предков вальса).
В разработке изменяются все 3 темы: тема вступления, главная партия, побочная партия.
В репризе все темы идут в том же порядке, как и в экспозиции, но в основной тональности (Es-dur).
Слайд 7I часть – Allegro con spirit
(быстро с воодушевлением)
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ
ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ
Слайд 8II часть – Andante (не спеша)
Имеет форму вариаций на 2 темы или
двойные вариации. Вариации (с лат. изменение) – форма произведения, где в начале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в измененном виде (Аа1а2а3).
1 тема – c-moll, суровая, сосредоточенная, начальный квартовый затакт, повышенная IV ступень, маршевость;
2 тема – C-dur, радостная, торжественная, начальный квартовый затакт, повышенная IV ступень, маршевость.
Слайд 9III часть – Менуэт
Менуэт (с франц. - малый) – французский бальный танец,
который произошел от народного хороводного танца провинции Пуату (юг Франции).
В симфонии этот танец не бальный, а народный, т.к. имеет широкие скачки в мелодии и синкопы.
Состоит из 3 частей, где средняя называется трио (раньше трио исполняли 3 инструмента). Мелодия трио – мягкая, плавная.