Сюита Картинки с выставки М.П. Мусоргский

Содержание

Слайд 2

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор

Виктор Александрович Гартман - русский архитектор, художник

«Картинки

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор Виктор Александрович Гартман - русский архитектор,
с выставки» - сюита из 10 пьес, написанная для фортепиано и созданная в память о друге художнике и архитекторе.

Слайд 3

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
(1886)

Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886)

Слайд 4

Все 10 пьес объединены одной темой, в которой, по словам Мусоргского,

Все 10 пьес объединены одной темой, в которой, по словам Мусоргского, он
он изобразил самого себя, прохаживающимся по выставке работ В.Гартмана.

Слайд 5

«Прогулка» - интермеды
(«промежуточный», «серединный» эпизод )

«Прогулка» - интермеды («промежуточный», «серединный» эпизод )

Слайд 6

Гном
На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов

Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки
в виде карлика на кривых ножках.
У Мусоргского неподвижная фигурка гнома оживает, он перебегает с места на место и замирает. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. 

Слайд 7

Старый замок
Рисунок изображал старинный замок Италии.
У Мусоргского- старый средневековый замок, перед которым

Старый замок Рисунок изображал старинный замок Италии. У Мусоргского- старый средневековый замок,
поёт влюблённый трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Звучит красивая протяжная мелодия - передающая тоску и тихую печаль.

Слайд 8

На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца «со множеством детей и

На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца «со множеством детей и
нянек».
Звучит солнечная мелодия. Ритм напоминает детские считалки и дразнилки.

Тюильрийский сад.
Ссора детей после игры

Слайд 9

«Быдло»
в переводе с польского языка «скот». На рисунке Гартмана были изображены

«Быдло» в переводе с польского языка «скот». На рисунке Гартмана были изображены
быки, которые тянут тяжёлую повозку. В музыке слышны скрипы колёс тяжёлых повозок, мычание волов и безрадостная песня крестьянина. Постепенно музыка затихает, телега уехала далеко-далеко. Вступает тема первого номера, но она звучит в миноре. Это передаёт настроение лирического героя, он погружён в собственные мысли.

Слайд 10

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби», где был

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби», где был
эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы».

Балет невылупившихся птенцов

Слайд 11

Два еврея- богатый и бедный
Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в

Два еврея- богатый и бедный Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка —
меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский еврей», сделанных Гартманом в 1868 году в Польше.

Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры.
Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву.
Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации.

По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается.
Последнее слово оказывается за богачом. 

Слайд 12

Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в

Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в
Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе «Лиможский рынок» изображается пёстрая рыночная толпа.
В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная суета южного приморского базара.

Лиможский рынок.

Слайд 13

На картине Гартман изобразил себя, друга и проводника с фонарём в руке

На картине Гартман изобразил себя, друга и проводника с фонарём в руке
в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.
Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами.

Катакомбы.

Слайд 14

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов
в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы».

Слайд 15

В апреле 1866 года был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект

В апреле 1866 года был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект
Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника.
У Мусоргского вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.

Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

Слайд 16

Оригинальность сюиты заключается
в том,что она не романтическая сюита - карнавал, а

Оригинальность сюиты заключается в том,что она не романтическая сюита - карнавал, а
разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого. Это произведение, которое позволяет увековечить мгновение.
 Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок.