Слайд 2Из всех видов искусства музыка обладает наибольшим количеством тайных знаков и шифров.
![Из всех видов искусства музыка обладает наибольшим количеством тайных знаков и шифров.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-1.jpg)
Во многих музыкальных произведениях разных эпох содержатся скрытые сообщения, которые историки смогли расшифровать. Конечно, большинству музыкантов-профессионалов они известны, а вот рядовым слушателям вряд ли: ну звучит произведение, слушать его приятно, ноты и ноты, а о его шифрах, как говорится, они «и слыхом не слыхивали». Но согласитесь, если знать скрытый смысл сочинения, или тайные значения, ловко спрятанные в нем автором, то и слушать его интереснее!
Слайд 3Одной из самых популярных шифровок, распространенных в музыкальном искусстве, начиная с XVII
![Одной из самых популярных шифровок, распространенных в музыкальном искусстве, начиная с XVII](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-2.jpg)
века, является монограмма. Наверняка, вы знакомы с этим понятием. Оно означает соединение букв имени или фамилии в единый символ.
Слайд 4Каким же образом композиторы создавали ее и использовали в своих сочинениях? Все
![Каким же образом композиторы создавали ее и использовали в своих сочинениях? Все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-3.jpg)
просто: для обозначения музыкальных звуков, как известно, всегда применялись буквы латинского алфавита (с – до, d – ре, е – ми, f – фа, g – соль, a – ля, h – си), если композитор находил эти буквы в своем или чьем-то имени, он составлял шифр.
Слайд 5Самая известная монограмма всех времен и народов берет свое начало от фамилии
![Самая известная монограмма всех времен и народов берет свое начало от фамилии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-4.jpg)
величайшего немецкого композитора И.С. Баха – «B A C H». Вглядитесь в нее: каждая буква обозначает определенную ноту: В – си бемоль, А – ля, С – до, Н – си. Если сыграть эти ноты по порядку, получится музыкальная тема-монограмма. Ее неоднократно использовал в своих сочинениях сам Бах, она часто звучит, например, в «Credo» Мессы си минор.
Слайд 7Исследователи считают, что композитор зашифровал в этой теме символ креста, ведь он
![Исследователи считают, что композитор зашифровал в этой теме символ креста, ведь он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-6.jpg)
был очень религиозным человеком
Многие композиторы брали эту последовательность звуков за основу своих произведений. На сегодняшний день таких сочинений насчитывается около четырех сотен.
Слайд 8BACH - четыре буквы, четыре ноты, си-бемоль - ля - до -
![BACH - четыре буквы, четыре ноты, си-бемоль - ля - до -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-7.jpg)
си (бекар).
Сам Бах пользовался этим приёмом, вот еще один пример: фуга xv
Слайд 9А позже дань уважения великому Себастьяну отдали Шуман и Лист, Римский-Корсаков и
![А позже дань уважения великому Себастьяну отдали Шуман и Лист, Римский-Корсаков и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-8.jpg)
Бузони, Регер, Онеггер, Пуленк, а также многочисленные авангардисты. Давайте посмотрим!
Использование таких монограмм могло быть не только данью почтения великим мастерам, но порой и шуткой. Вот как раз такой случай: Римский-Корсаков, придумывая пьесы для сборника вариаций на тему "тати-тати", не удержался и сочинил вот такую смешную фугетту на имя BACH
Слайд 11Первый опус Шумана - Вариации на тему ABEGG. Прихотливая, изысканная тема, немного
![Первый опус Шумана - Вариации на тему ABEGG. Прихотливая, изысканная тема, немного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-10.jpg)
изломанная, с тритоном в середине. Принято считать, что Abegg - это фамилия приятельницы Шумана, Меты Абегг. Однако хоть что-то разузнать о ней нам не удалось. Никаких следов! Было бы очень интересно понять, а была ли на самом деле такая девушка - или это очередная фантастическая история вполне в духе Шумана )) Мета - странное имя. Если поменять буквы местами, мы получим слово "тема"...
Одни загадки!
Слайд 12В основе каждой из 20 пьес цикла «Карнавал» Шумана есть что-то вроде
![В основе каждой из 20 пьес цикла «Карнавал» Шумана есть что-то вроде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-11.jpg)
темы - четыре ноты, ASCH (ля, ми бемоль, до и си). Если комбинировать эти звуки в разной последовательности, то будут получаться разные мелодии-зёрнышки, и уже из них Шуман "выращивает" пьесы, включённые им в его Карнавал.
Почему именно ASCH? Возможно, потому, что эти буквы являются частью фамилии Schumann. А ещё - это название городка в Чехии, где жила некая Эрнестина фон Фриккен, к которой в то время Шуман был немножко неравнодушен ))
Любое сочетание выбранных звуков даёт характерную и оригинальную интонацию, Шуман даже не побоялся из одних этих "пустых" нот сотворить своих Сфинксов!
Слайд 14Но на самом деле Шуман написал для Карнавала больше вариаций, чем напечатано
![Но на самом деле Шуман написал для Карнавала больше вариаций, чем напечатано](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-13.jpg)
в нотах и исполняется на концертах. То, что не поместилось в Карнавал, Шуман сохранил и вместе с другими сочинениями разных лет издал под заглавием "Листки из альбома". Это Вальс (№4), Романс и "Эльф": тот же самый характерный мотив-зёрнышко присутствует в них и свидетельствует о своём настоящем происхождении, как тест ДНК ))
Слайд 16Клод Дебюсси не реже Шумана пользуется подобными шифровками.
Фамилия композитора начинается с букв
![Клод Дебюсси не реже Шумана пользуется подобными шифровками. Фамилия композитора начинается с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-15.jpg)
D и E, в переводе на ноты это Ре и Ми.
Музыковеды считают, что это его подпись в музыке, и не случайно именно с Ре и Ми начинаются тревожные "Шаги на снегу", именно с этих двух звуков:
Слайд 18Когда речь заходит о Дебюсси, мы по привычке сразу открываем томик Л.
![Когда речь заходит о Дебюсси, мы по привычке сразу открываем томик Л.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1011120/slide-17.jpg)
Кокоревой. Вот что она пишет о пьесе "Снег танцует" из "Детского уголка"
"...По жанру — это токката. У Дебюсси много токкат. Сады под дождем — тоже токката, но то была веселая токката, там дождь — освежающий, омывающий зелень, заставляющий травы и цветы благоухать. А эта — самая грустная у Дебюсси токката и самая утонченная в своей экспрессии.
Фактура ее характерна для барочных токкат. Поэтому Снег танцует можно было бы отнести к неоклассическим пьесам Дебюсси. Если бы не ее утонченная образность, мимолетная изменчивость состояний, типичные для импрессионизма. Она очень дебюссистская по настроению, по невыразимому чувству печали, как и более поздняя прелюдия Шаги на снегу. Они в одной тональности, в том же грустном d-moll. Более того, есть что-то общее даже в некоторых звуковых элементах двух пьес: начальные звуки и одной, и другой — завуалированная анаграмма Дебюсси".