Греческий полис

Содержание

Слайд 2

ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Полис - это особая форма религиозной, социально-экономической

ПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Полис - это особая форма религиозной,
и политической организации общества и государства в античную эпоху; город – община, город – государство, в состав которого входил собственно город, святилище общего культа, территории вокруг него, люди, его населявшие, и их имущество.

Слайд 3

АФИНСКИЙ ГРАЖДАНИН – СВОБОДНЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА, ПОЛЬЗОВАВШИЙСЯ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ГРАЖДАНСКИХ И

АФИНСКИЙ ГРАЖДАНИН – СВОБОДНЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА, ПОЛЬЗОВАВШИЙСЯ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ГРАЖДАНСКИХ И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ, НЕОТДЕЛИМЫХ ОТ ЕГО ОБЯЗАННОСТЕЙ

Автономия
Автаркия
Традиционализм
Патриотизм
Свобода
Равенство
Коллективизм
Уважение к личности

Слайд 4

Акрополь и Парфенон, Пникс, Пирей, Агора –
центры социально-культурной и досуговой
деятельности граждан

Акрополь и Парфенон, Пникс, Пирей, Агора – центры социально-культурной и досуговой деятельности
Афинского государства

«… Мы считаем бесполезным того, кто не участвует в государственной деятельности,,,» ПЕРИКЛ

Слайд 5

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АНТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Планирование и проектирование строительных

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АНТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Планирование и проектирование
и иных работ по развитию полиса даёт возможность привлечь всех граждан к деятельности на благо города
Это даёт гарантию на их содержание от казны и долю в прибылях
На благо города работают отечественные мастера и иностранные «деятели культуры».
Огромное внимание уделяется образованию и развитию сферы досуга (появление и дальнейшее развитие большого количества образовательных и культурных институтов - гимнасии, палестры, театр Одеон и т.д.)
Появляется и развивается государственная идеология превращения Афин в «центр просвещения Эллады» - новая греческая ментальность
Создаётся интеллектуальный «мозговой центр» для претворения этой идеологии в жизнь – кружок Перикла (Сократ, Фидий, Софокл, Анаксагор Аспазия),
Результат - небывалый доселе подъём творческих сил и возможностей, и, соответственно, расцвет культуры и социально-культурной деятельности

ПЕРИКЛ

Слайд 6

Главная задача обучения-
воспитание гражданина,
совершенного физически
и нравственно в

Главная задача обучения- воспитание гражданина, совершенного физически и нравственно в соответствии с
соответствии
с идеалом гармонического
развития – καλοκαγατια
(КАЛОКАГАТИЯ)

Слайд 8

Платон
Академия
Место культа муз
Учебное заведение
Научный центр
(395г. до н.э. – 529г.н.э. Закрыта

Платон Академия Место культа муз Учебное заведение Научный центр (395г. до н.э.
по указу христианского римского императора Юстиниана 1)

Культовое место (жертвенник и священная территория муз)
Религиозно-философское сообщество
Преподавательская деятельность:
Экзотерическая –риторика для всех (вечер)
Эзотерическая - метафизика, физика
и диалектика для «посвящённых» - 10-15
учеников (утро)
Научное изучение природы, животного и растительного мира
Ежемесячные сессии и симпосиумы
Библиотека, собрание атласов и карт, анатомические таблицы
Ботанические и зоологические коллекции

Аристотель
ЛИКЕЙ

Слайд 9

Досуг как атрибут жизни афинского гражданина

Σχολη
«Схоле» - досуг
-вид гуманитарных
занятий, которым можно
предаваться

Досуг как атрибут жизни афинского гражданина Σχολη «Схоле» - досуг -вид гуманитарных
в свободное
время ( прежде всего –философские беседы или состояние души философа)

Слайд 10


Досуг как высшее благо, как идеал жизни был достижим только для

Досуг как высшее благо, как идеал жизни был достижим только для граждан
граждан как результат существования института рабства

Слайд 11

Аксиология досуга в античном мире

Впервые о влиянии досуга на развитие личности заявил

Аксиология досуга в античном мире Впервые о влиянии досуга на развитие личности
Пифагор (VI в. до н.э.)
«Мудрость учёного человека преумножается возможностью досуга»
Сократ назвал досуг «драгоценным состоянием»
Такой досуг, схолэ, Сократ
противопоставляет «асхолии»,
«недосугу, т.е. общественно-
регламентированной деятельности
(торговля, ремесло, политическая
деятельность и т.д)

Слайд 12

Платон
первым обосновал социальную значимость досуга, но досуг в его понимании

Платон первым обосновал социальную значимость досуга, но досуг в его понимании выступает
выступает как один из компонентов функционирования государства.
В зависимости от места, которое человек занимает в обществе, определяется содержание, форма и время его досуга. Платон провозглашает культ государства, в рамках которого проявляются разнообразные функции досуга. Досуг в его понимании является не
потребностью индивидуума, а
государственным благом.
( «Государство», «Законы»)

Слайд 13

Аристотель:
«Считается, что счастье заключено в досуге, ведь мы лишаемся досуга, чтобы

Аристотель: «Считается, что счастье заключено в досуге, ведь мы лишаемся досуга, чтобы
иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире».
Досуг по Аристотелю - это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями – философией, играми и упражнениями, искусством, музыкой, беседами и общением, порождающими чувство удовольствия и удовлетворения.
«Тот, кто не имеет досуга, достоин сожаления»
(«Поэтика», «Никомахова этика»)

Слайд 14

Эпикур
(341-270г. до н.э.)
Главный принцип жизни человека в том, чтобы стремиться к

Эпикур (341-270г. до н.э.) Главный принцип жизни человека в том, чтобы стремиться
достижению счастья, независимости от судьбы путем самоусовершенствования, ведущего к безмятежному душевному спокойствию.

«Жизнь гибнет
в откладывании,
и каждый из нас умирает,
не имея досуга.»

Эпикур характеризует досуг как явление духовной жизни индивидуума , как «средство самоустранения от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, фактор нравственного развития, условие телесных и духовных наслаждений»

Слайд 15

Интеллектуальная
деятельность
и способ общения
с Божеством

Σχολη – досуг,
свобода мысли,
творческого
воображения,
созидающая
Человека в

Интеллектуальная деятельность и способ общения с Божеством Σχολη – досуг, свобода мысли,
человеке
и приближающая
его к подобию
Бога

Слайд 16

Формы досуговой деятельности:
Массовые (регламентированный досуг,
поощряемый и регулируемый
государством)
– Общеэллинские игры и

Формы досуговой деятельности: Массовые (регламентированный досуг, поощряемый и регулируемый государством) – Общеэллинские
праздники, полисные
праздники,
общественные трапезы, театр и т.д.
Групповые –пиры и симпосионы, занятия в гимнасиях и палестрах,
служение корпоративному культу, кружки, фиасы и гетерии и т.д.