Модель современной семьи

Содержание

Слайд 2

ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в

ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека
течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений.
Семейные отношения -- это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции (Лидия Бернгрдовна Шнейдер, 2000)

Слайд 3

ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИ СЛОВЕ СЕМЬЯ? КАКИЕ ЧУВСТВА ПЕРЕПОЛНЯЮТ ДУШУ?

Сразу

ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИ СЛОВЕ СЕМЬЯ? КАКИЕ ЧУВСТВА ПЕРЕПОЛНЯЮТ ДУШУ?
же приходит ощущение безопасности, душевного тепла и уюта. Перед глазами всплывают самые близкие и родные люди. Те люди, которые заботятся обо мне, беспокоятся, когда со мной происходят неудачи и тревожатся, когда мне плохо. Семья- это сплоченный круг дорогих сердцу людей, растящих меня с самого детства и желающих мне успеха и счастья.
В этом семейном кругу, все поддерживают друг друга, беда одного человека становится горем и заботой всех остальных, а если кого-то посетит счастливый случай, для родственников тоже наступят радостные дни.
В семье можно быть таким, какой ты есть на самом деле. Ведь очень часто в школе или среди друзей, приходится следить за своим мнением или разделять чужие интересы, а семья, всегда любит тебя, даже когда ты неидеален или в плохом настроении. Именно в семье учат самому главному — быть достойным и ответственным членом общества, различать добро от зла, делится и помогать другим, уважать старших и беречь более слабых и беззащитных. Все то, с чем придется войти во взрослую жизнь, дают окружающие нас близкие люди.

Слайд 4

Я с уверенностью могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня

Я с уверенностью могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня
есть семья, в которой меня всегда ждут и любят. Мои родители – это пример тех родителей, которые делают всё, чтобы их дети счастливы. Они мотивируют меня развиваться и учиться, чтобы стать достойным и образованным человеком. Я ценю каждый момент, когда нам удаётся собраться всей семьёй и провести время вместе.

Слайд 5

ИЗВЕСТНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И МОДЕЛИ СЕМЬИ, СПЕЦИФИКА КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ОТ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА,

ИЗВЕСТНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И МОДЕЛИ СЕМЬИ, СПЕЦИФИКА КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ОТ ЭТАПА РАЗВИТИЯ
ХАРАКТЕРА НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ.

Артур Казбекович Дзагкоев (2000) выделяет традиционные и современные (модернизированные) модели семьи.
Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности.
Для традиционной семьи характерны такие признаки:
жесткая сегрегация социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности;
патриархальная (реже -- матриархальная) иерархия с закреплением власти домохозяина над имуществом, деятельностью, а иногда и жизнью домочадцев, с подчиненным положением зависимых членов семьи;
сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми;
сосредоточение всех жизненных функций (производительной, экономической, воспитательной, репродуктивной, бытовой) в семье, участие в их выполнении всех домочадцев, вовлеченность женщин исключительно в домашнюю занятость;
не лимитируемый в основном характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной фертильности2, осуждение всех мер по ограничению деторождения и даже порой наказание за них.

Слайд 6

ДЛЯ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СЕМЬИ, СОГЛАСНО А.К. ДЗАГКОЕВУ, ХАРАКТЕРНО СЛЕДУЮЩЕЕ:

стирание границ между социально-половыми ролями,

ДЛЯ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СЕМЬИ, СОГЛАСНО А.К. ДЗАГКОЕВУ, ХАРАКТЕРНО СЛЕДУЮЩЕЕ: стирание границ между
вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.);
преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в ``вылете птенцов из гнезда'', то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране;
симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов;
профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;
функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами;
регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики;

Слайд 7

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ ТРИ МОДЕЛИ СЕМЬИ: ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ДЕТОЦЕНТРИСТСКАЯ И СУПРУЖЕСКАЯ, КОТОРЫЕ В

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ ТРИ МОДЕЛИ СЕМЬИ: ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ДЕТОЦЕНТРИСТСКАЯ И СУПРУЖЕСКАЯ, КОТОРЫЕ
РЕАЛЬНОСТИ ВЗАИМНО ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ.

Традиционная семья -- в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в ``вертикально организованную'' общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.
Детоцентрическая семья - в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.
Супружеская семья - в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие -- горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу (то есть практически ко всем современным социальным институтам).

Слайд 8

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР:

Тип моногамия-полигамия
Для российского социума наиболее характерной формой брачно-семейных отношений является

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР: Тип моногамия-полигамия Для российского социума наиболее характерной формой брачно-семейных
моногамия. Моногамия – это брак одного мужчины и одной женщины. Данная форма является традиционной, доминирующей в обществе линией поведения. Вместе с тем в современном обществе в сфере неофициальных взаимоотношений между полами нередко встречается и полигамия.
В одних случаях партнёры не имеют официальной семьи, и их продолжительные брачные отношения с двумя и более супругами, не ведущими общее домохозяйство, носят характер добрачных сексуальных связей. В других случаях мужчина или женщина имеют официального спутника жизни и, наряду с ним, неофициального, живущего отдельно от них. В последнем варианте отношения партнёров носят преимущественно интимный характер, в силу чего западная социология обозначила их термином «партнёрство», а российское законодательство определяет их как сожительство.

Слайд 9

НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ:

Брачные узы всё менее привлекают молодых людей. Брак ассоциируется в их

НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ: Брачные узы всё менее привлекают молодых людей. Брак ассоциируется в
сознании с такими сложными психическими состояниями, как долг, совесть, ответственность, самоотречение, забота о ближних, тогда как внебрачные отношения оставляют возможность творческого самовыражения, независимости от каких-либо обязательств и выбора наиболее удобной для индивида формы жизнедеятельности.
Косвенным свидетельством непостоянства брака являются разводы, мотивами которых становятся появление у одного из брачных партнёров другой семьи, наличие длительных или кратковременных внебрачных связей и т.п.