Презентация на тему Как появились ноты

Содержание

Слайд 2

Цель:
Изучить историю возникновения нот.
Изучить различные источники информации, используя фонды городских

Цель: Изучить историю возникновения нот. Изучить различные источники информации, используя фонды городских
и школьных библиотек, ресурсы Интернета, медиаресурсы, личные собрания.
Проследить взаимосвязь времени и нотной записи.
Донести до учащихся полученную информацию.


Слайд 3

День за днем,
За годом год.
Водят ноты хоровод.
И давно известно всем,
Их на свете

День за днем, За годом год. Водят ноты хоровод. И давно известно
ровно семь.

Слайд 4

Первые упоминания
о музыкальной культуре
датируются в XV веке до н.э. государства Угарита. Глиняные

Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э. государства
таблички содержали
тексты гимнов и песнопений

Слайд 5

II век до н. э. в Двуречье.
появляются первые музыкальные термины: лад, жанр,

II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины: лад,
интервал, всего четырнадцать слов.


Слайд 6

Музыкальная запись
Междуречья состояла
из клинописи (клиновидные
черточки), каждый знак
обозначал два звука –
интервал.

Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.


Слайд 7

Буквенная запись звуков
обозначала лишь
высоту звуков, но не
фиксировала их длительность.

Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.

Слайд 8

Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки

Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.
передавали общее назначение мелодии.

Слайд 9

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета (
( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

Слайд 10

В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи

В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для записи
нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.

Слайд 11

Первые нотные записи

В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на

Первые нотные записи В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.
четырех линейках.


Слайд 12

В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для

В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.
указания требуемой высоты тона.

Слайд 13

Романское название нот


C

D

E

F

G

A

H

Романское название нот C D E F G A H

Слайд 14

В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами

В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми слогами
слов молитвы к Иоанну Крестителю:
UT gueant laxis
REsonare fibris
Mira gestorum
FAmuli tuorum
SOLve pollutumi
LAbii reatum
Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!


Слайд 15

Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и

Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.
Китае.

Слайд 16

В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.

В Древней Греции музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.

Слайд 17

Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.

Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.

Слайд 18

650 лет до н. э. древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.

650 лет до н. э. древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.

Слайд 19

Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.

Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.

Слайд 20

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему
систему


Слайд 22

По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали

По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы знали
и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).

Слайд 23

Древняя китайская запись музыкального письма.

Древняя китайская запись музыкального письма.

Слайд 24

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.
конце XI-начале XII века.


Слайд 25

Музыка Древней Руси

В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их

Музыка Древней Руси В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения, их
система записи не поддавалась расшифровке.
Кондак – разновидность хвалебной молитвы.


Слайд 26

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных звуков,

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных звуков,
которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.

Слайд 27

Длительность нот и пауз


Длительность нот и пауз

Слайд 28

Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут»

Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут» на
на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ


Слайд 29

Вывод

История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV века

Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV
до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать не легкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет с собой мир и благополучие.