Слайд 2Социология в Российской Империи.
Зарождение социологии в России началось в середине XIX века.
Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории, которая к концу XIX века достигла уровня, не уступавшего европейскому.Происходило это на основе идей позитивизма и марксизма.
В целом в развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа:
1) с начала 1860-х годов до 1890 г.
2) с 1890-х годов до начала XX века.
3) с начала XX века до 1917 г.
Слайд 3Первый этап.
Связан был с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство
которых сложилось, как отмечалось выше, под влиянием позитивистской социологии О. Конта.Ярким событием указанного периода стало творчество видных публицистов и идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, работы которых были написаны в русле методологии позитивизма. В центре научных интересов мыслителей находились вопросы общественного прогресса и социального идеала, а главная задача социологии как науки виделась им в раскрытии гуманистического содержания общественного прогресса и его соотнесении с потребностями развития личности.
В позитивизме русских социологов привлекало стремление к научному методу, к логике современной науки, к созданию целостного учения об обществе.
Слайд 4Огюст Конт(Auguste Comte) и Позитивизм.
Французский социолог и философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии
как самостоятельной науки.По словам психиатра О. Г. Виленского, имеется много достоверных свидетельств о психических расстройствах у О. Конта.
Позитивизм-это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Слайд 5Лавров Пётр Лаврович.
По философским своим воззрениям Лавров был эклектиком, пытавшимся сочетать в
одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Ланге, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистический агностицизм. С точки зрения официальной советской философии народники в лице Лаврова сделали шаг назад от Чернышевского — от материализма в сторону позитивизма.Эклектизм -это способ построения философской системы путём сочетания различных собраний, заимствованных из других философских систем.
Слайд 6Михайловский Николай Константинович.
По Н.К. Михайловскому, личность всегда находится в состоянии постоянной борьбы
за свою индивидуальность, за развитие своих индивидуальных качеств. В основе этой борьбы — противоречие между личностью и обществом, которое стремится нивелировать индивидуальные качества личности. Михайловский выступает как противник применения дарвинистского принципа естественного отбора в социальном взаимодействии: «Наоборот, приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни, не дави неприспособленных, ибо в борьбе, подборе и полезных приспособлениях заключается гибель твоя и твоего общества»
Слайд 7Второй этап.
Среди наиболее влиятельных из числа социологов этого этапа можно назвать, в
частности, социологическую школу права, представители которой – известные правоведы и социологи Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев – выступили с резкой критикой позитивизма и декларировали стремление дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни.Бурное и разноплановое развитие дореволюционной отечественной социологии приводит к тому, что к концу второго этапа своего становления она выходит на международную арену, причём выходит на равных с ведущими социологическими школами.
Слайд 8Третий этап.
Третий этап развития дореволюционной российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, соединяющий
основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики (К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин), и ростом интереса к проведению масштабных социологических исследований. В 1910 г. выходит книга Я.Л. Юделевского под псевдонимом Ю. Делевский «Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории», в которой были рассмотрены понятия «борьбы», «антагонизма», «компромисса». Приведем основные положения его труда.Исследуя борьбу как феномен, ученый разводит понятия «антагонизм» и «борьба», т. е. «антагонизм может существовать, не проявляясь в борьбе, но борьба не может происходить без существования антагонизма»
Слайд 9Работа Я.Л. Юделевского получила самую высокую оценку Питирима Александровича Сорокина. В своем
первом монографическом произведении «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913 — 1914) П.А. Сорокин рассматривал категорию «борьбы» как социальную категорию, которая в отличие от других видов борьбы (неорганических столкновений и биологически-рефлекторных притяжений и отталкиваний) является формой социального взаимодействия.
«Стоит только вступить в общение двум или большему числу лиц, из которых каждый понимает по-своему разряд должного, а соответственно и рекомендованного и запрещенного поведения, и конфликт или борьба между ними будет неизбежной»
Слайд 10Проблемы борьбы и развития, соотношения социального конфликта и кризисного состояния российского общества
нашли свое отражение в идеях представителей натуралистического направленияния (органицисты) — А.И. Стронина (1826—1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829 — 1903); субъективной школы — П.Л. Лаврова (1823 — .1900), Н.К. Михайловского (1842-1904), С.Н. Южакова (1849-1910) и марксистской критической социологии — Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина и др.После длительного противостояния и влияния революции 1905–1907 гг. начали решать проблему институционализации социологии.По разрешению Николая II в 1908 г. в Петербурге был открыт частный Психоневрологический институт, который возглавил академик В. М. Бехтерев.Первая отечественная кафедра социологии открылась на 16 лет позже социологической кафедры в Чикаго.
Слайд 11Социал-дарвинизм.
А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд, опирающиеся в своих учениях на основные идеи
«социал-дарвинизма» и его последователей, рассматривали общество как единый организм, переносили на него законы природы, утверждали, что прогресс и регресс человеческого общества следует объяснять биологическими законами. Рассматривая различные стороны развития социальной жизни, П.Ф. Лилиенфельд писал:
«Взаимодействие и напряжение, кои предстают перед нами в неорганической природе как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека»
Слайд 121950-ые.
Зарубежная наука в области социальных конфликтов оказала значительное влияние на нашу науку.В
середине 50-х гг. произошли изменения в осмыслении социальных конфликтов, появились теории конфликта Р. Дарендорфа, Л. Козера, К. Боулдинга, Л. Крисберга, Р. Коллинза, которые заложили основы социологии конфликта, показали значение конфликтов как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования социальных структур, общественных отношений и институтов как естественных форм общественной жизни и деятельности, способных при определенных условиях выполнить роль позитивного средства интеграции и стабилизации социальных групп, институтов, социальных общностей и социальной системы в целом.
Слайд 13Льюис Козер и Людвиг Коэн.
Немецкий и американский социолог. Родился в Берлине. Еврей
по национальности в 1933 году бежал.В 1948 году, получив американское гражданство.Козер был членом антисталинских левых и входил в “Нью-йоркских интеллектуалов.”
В США при расцветом маккартизма резко сократила его возможности публиковаться.Начал выпускать журнал «Диссент», который до сих пор является рупором левых сил США.В 1956 была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта».
Слайд 14Льюисом Козером отрицал однозначный негативизм конфликта. Конфликт, по мнению Льюиса Козера, выполняет
важные функции. Он необходим как способ, посредством которого общество разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве, по мнению Льюиса Козера, заложен внутренний позитивный потенциал. Конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках. Именно такой подход к пониманию конфликта лежит в основе современной конфликтологии как науки.
Слайд 15Луис Крисберг
Родился в бедной семье эмигрантов из России, поэтому с детства был
хорошо знаком с проблемами социального неравенства и конфликтов — той тематикой, которой он активно занимался всю свою профессиональную жизнь. Окончил знаменитый Чикагский университет, в котором защитил диссертацию по социологии в 1953 году.Лично принимал участие в движениях за равноправие негров, женщин, поддерживал движение против войны во Вьетнаме. Первая книга «Социальные процессы в международных отношениях» (1968).Крисберг предположил, что все конфликты имеют некоторые общие структурные и динамические параметры.
Слайд 16Рэндалл Коллинз.
Американский социолог.Из классиков социальных наук на Коллинза сильное влияние оказали М.
Вебер и К. Маркс.В начале 1980-х годов предсказал геополитический кризис СССР в результате ресурсного напряжения, связанного с чрезмерным расширением сферы своего влияния, и последующий распад Организации Варшавского договора.
Слайд 17С 1961 г. в Советском Союзе появляются первые работы, специально посвященные анализу
социального конфликта на микроуровне (конфликтные ситуации, возникающие между отдельными личностями или внутри коллектива).
Направления научно-исследовательской работы в области социальных конфликтов с 1960 по 1991 г. носили в основном прикладной, а не теоретический характер:
— критика современных взглядов западных ученых на социальные конфликты в условиях капиталистического общества (Е.М. Кондакова, Л.А. Семенова, Л.А. Петровская и др.);
— изучение конфликтов в трудовых, производственных и научно-исследовательских коллективах и их предупреждение (В.М. Шепель, В.Н. Шаленко, Н.В. Гришина.)