Слайд 2Прием "дробления"
При подачи новостей по радио и телевидению многочисленные, не связанных друг
с другом, сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Журналы намеренно разбивают статьи, с тем, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Такая фрагментация в подаче информации затрудняет осмысленный анализ поступающей информации и делает человека "более легкой добычей" для манипуляторов.
Слайд 3Прием "немедленности" передачи информации
С помощью этого приема у аудитории формируется ложное чувство
срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создающее ощущение необычайной важности предмета информации. Как отмечает Шиллер, "при таком положении вещей умственный процесс… не в состоянии осмыслить информацию… Мозг превращается в решето…"
Слайд 4"Утечка информации", т.е. организация преднамеренной утечки "важной" информации в СМИ
Эта уловка опирается
на "предубежденность обывателя в том, что власти вершат свои дела втайне". Журналисты "запускают" в массовое сознание фальшивые документы, клеветнические измышления в отношении политических противников
Слайд 5Прием "идеологическая стереотипизация"
Транслируемые стереотипы подменяют активное мышление, знание - иррациональной встройкой в
примитивизированные пропагандой теоретические положения.
Слайд 6Прием "блистательная неопределенность"
заключается в наделении события, идеи, вещи, конкретной личности обобщающим
родовым именем, которое символизирует "мир добра" и вызывает положительные чувства и эмоции. Таковы в сознании обывателя понятия "демократия", "свободный мир", "культура", "гуманизм", "духовность", "права человека" и т.п. Эти понятия часто прикрывают своим "сиянием" элементарные логические ошибки, на которых строится иллюзии и мифы, внедряемые пропагандистами в сознание реципиента (например, расширение понятия "западная цивилизация" до понятия "мировая цивилизация")
Слайд 7Прием "наклеивание ярлыков"
стремление опорочить идею, личность, предмет посредством эпитетов и метафор,
замещающих логическое доказательство и вызывающее нужное для журналистов отношение аудитории
Слайд 8Прием "перенос"
строится на использовании представлений о чем либо, что имеет для
объекта пропаганды бесспорный авторитет или высокую престижность. В его основе - ассоциация описываемых событий с уже сложившимися у аудитории ценностными стандартами, вызывающими положительную или отрицательную реакцию.
Слайд 9Прием "подтасовка карт"
рассчитан на недостаточную осведомленность аудитории. Он заключается в тенденциозном
подборе фактов, использовании фальшивых доводов или искусственно смонтированного зрительного ряда
Слайд 10Прием "игра в простонародье"
(например, фотомонтажи контакта Сталина с народом)
Слайд 11Прием “закон предшествования”
Согласно “закону предшествования” любое первое сообщение о том или ином
факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие
Слайд 12Прием “затрагивания запретных или нежелательных тем”
эксплуатирует тяготение человека к познанию скрытых, пикантных,
тайных сторон жизни, не отражающихся в официальных источниках информации. Это может быть, в частности, информация связанная с негативно воспринимаемыми аудиторией моментами частной жизни политических деятелей, должностных лиц, “звезд” эстрады
Слайд 13Прием "осмеяние"
При использовании этой техники, осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так
и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации
Слайд 14Прием “эмоциональная подстройка” (или “эмоциональный подстрой”)
Настроение вызывается среди группы людей с помощью
различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много
Слайд 15Прием “мнимый выбор”
Суть данного приема заключается в том, что слушателям или читателям
сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят чтобы она была принята аудиторией