Шедевры художественной культуры Древней Передней Азии

Содержание

Слайд 2

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Храм в Эль-Обейде.
Реконструкция

Зиккура́т (от вавилонского слова

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.) Храм в Эль-Обейде. Реконструкция Зиккура́т (от
sigguratu — вершина, в том числе вершина горы) — культовое сооружение в древнем Междуречье.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.

Зиккурат в Уре.
Реконструкция. XXI в. до н. э.

Слайд 3

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

«Штандарт» из "царской»
гробницы в Уре. Фрагмент,

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.) «Штандарт» из "царской» гробницы в Уре.

Мозаика Около 2600 г. до н. э.

Стела Эаннатума. Оборотная сторона.
Эаннатум во главе своего войска.

Слайд 4

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Глиптики - резные камни — печати и

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.) Глиптики - резные камни — печати
амулеты. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией.

Кли́нопись — наиболее ранняя из
известных систем письма. Первыми
систему записи создали шумеры.

Слайд 5

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.)

Стела Нарамсина высотой 2 м

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.) Стела Нарамсина высотой 2
выполнена из красного
песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над
горными племенами. Новым качеством и важным
стилистическим отличием этой стелы от более ранних
памятников являются единство и ясность композиции, что
особенно сильно чувствуется при сопоставлении этого
памятника с рассмотренной выше, аналогичной по теме
стелой Эаннатума. Нет больше «поясов», разделявших
изображение.

«Голова Саргона Великого»
из Ниневии.
XXIII в. до н. э.

Слайд 6

Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.)

Лучшая из дошедших до нас

Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.) Лучшая из дошедших до
статуй Гудеа изображает его сидящим (илл. 24 6). В этой скульптуре очень ярко проявляется сочетание обычной для шумеро-аккад-ского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой, хотя и робкой попыткой наметить складки одежды. Нижняя часть фигуры образует с сиденьем единый каменный блок, и одежда, напоминающая гладкий футляр, под которым совершенно не чувствуется тела, является лишь хорошим полем для надписей. Совершенно отлична трактовка верхней части статуи. Хорошо моделированы крепкие плечи, грудь и руки Гудеа. Мягкая ткань, переброшенная через плечо, чуть намечающимися складками ложится у локтя и у кисти руки, которая чувствуется под тканью. Передача обнаженного тела и складок одежды свидетельствует о гораздо более развитом пластическом чувстве, чем то было раньше, и о значительном мастерстве скульпторов.

Слайд 7

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Лучшим из сохранившихся произведений

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.) Лучшим из сохранившихся произведений
вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Голова царя Хаммурапи .
2025—1594 гг. до н. э

Слайд 8

Памятники государства Мари

Статуэтка Ибн-ила
из Мари.
Около 2500 г. до н.

Памятники государства Мари Статуэтка Ибн-ила из Мари. Около 2500 г. до н.
э.

Жертвоприношение.
Настенная роспись из дворца в Мари
. 1-я пол. II тыс. до н. э. Фреска.

Государства Мари находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи.

Слайд 9

Хеттская культура

В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального

Хеттская культура В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура
характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов Наиболее интересным памятником позднемитаннийского искусства является дворцовый комплекс царя Капара в Тель Халафе (11 - 9 вв. до н.э.). Статуи богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище. Фигуры, выполненные из темносерого камня, с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят величественное и устрашающее впечатление.

Слайд 10

Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)

В отличие от более древнего

Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.) В отличие от более
искусства Двуречья и искусства Египта
ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер

Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц.

шеду - стражи,
охраняющие дворцовые врата

Слайд 11

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

Расцвет нововавилонского зодчества
относится

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.) Расцвет нововавилонского зодчества
ко времени Навуходоносора II
(604 - 562). Раскопки открыли почти полную картину города, построенного по четырехугольному плану, украшенного дворцами и храмами. Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Стены были чрезвычайно широкими, по ним могла проехать упряжка с четырьмя лошадьми. Перед внешней стеной был вырыт ров со скатами, обложенными кирпичом. Один из трех знаменитых дворцов Навуходоносора стоял на большой платформе, имел пять дворов и был окружен широкими стенами.

Реконструкция Вавилонской
Башни и Висячих садов
Семирамиды

Слайд 12

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

Выходившая во двор парадного

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.) Выходившая во двор
Зала стена была облицована глазурованными кирпичами с пестрыми украшениями разных цветов, главным образом темно- и светлоголубого, белого, желтого и черного

Стена замка Навуходоносора II

Слайд 13

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

На некотором расстоянии от

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.) На некотором расстоянии
первого дворца находился главный храм Вавилона, посвященный богу Мардуку, так называемый «Э-сагила». Рядом с храмом помещался знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Э-теменанки». Вавилонский зиккурат был грандиозных размеров: 91 X 91 м в основании и высотой 90 м. Именно он дал повод для сложения библейского сказания о Вавилонской башне.

Вавилонская башня.
Питер Брейгель старший, 1563

Имя файла: Шедевры-художественной-культуры-Древней-Передней-Азии.pptx
Количество просмотров: 4915
Количество скачиваний: 206