Слайд 2Понятие института
Хотя эта тема одна из самых основных в социологии, с понятием
институтов много путаницы.
Часто утверждают, что институты – это совокупности норм, ролей, практик и т.д. Такие подходы связаны с древнеримским понятием института.
Но совокупность норм образует культуру, совокупность ролей – ролевой набор, совокупность практик – функционирование общества или социальную повседневность.
Гидденс: институты образуют основу общества, представляют фиксированные способы поведения.
Слайд 3Понятие института: логика
Само слово institute означает "задающий основы"
Следовательно, это нечто, что задаёт
нормы – основы для поведения людей в обществе.
Это должна быть какая-то общность: нормы сами собой не поддерживаются.
Чтобы преодолеть возможное сопротивление и распространить свои идеи на всё общество, она должна быть организованной.
Это будет организация.
Итак, социальные институты – это организации, которые поддерживают социальное устройство общества.
Слайд 4Структура института
Структуру института предложил Парсонс.
Он выделяет 4 компонента:
Персонал – люди, работающие в
институте;
Нормы – продукция института, адресованная обществу, прежде всего – клиентам;
Регламент – нормы для персонала, они более жёсткие, чем для клиентов;
Материальная база – инфраструктура, благодаря которой институт выполняет свои функции.
На мой взгляд, это точнее называть институциональной системой.
Слайд 5Свойства института
Социальный институт должен влиять на всё общество в целом (социетальность)
Функциональность –
институт должен сохранять действующее устройство общества. Институты консервативны.
Организованность – причём институт организует и себя как систему, и общество, добиваясь признания своих норм. Более того, институты должны быть более организованными, чем общество в целом.
Эффективность – институт должен решать встающие перед ним проблемы, иначе он потеряет авторитет.
Слайд 6Не институты
Исходя из этих свойств, институтами не будут:
Практики, разрушающие общественные отношения, и
порождённые ими организации (дедовщина, оппозиция, преступность)
Неэффективные организации (в современной РФ – региональные и местные администрации, профсоюзы)
Организации, действующие в интересах отдельных лиц и фрагментов общества (СМИ, рекламодатели)
Части институтов (часть не обладает свойством целого)
Слайд 7Институты
Чем более развито общество, чем сложнее его устройство, тем больше институтов ему
нужно для поддержания своего устройства.
Каждый институт обычно регулирует свою сферу.
Но институтов не так и много.
Семья регулирует бытовую сферу, государство – политическую, церковь – религиозную, медицина – здравоохранение, экономика – производство и потребление; свои сферы – образование и наука.
Институциональные практики – деятельность, одобренная социальными институтами.
Слайд 8Функции институтов
У институтов есть общие функции: поддержка социального устройства, интеграция общества, разработка
и внедрение норм, участие в социализации населения.
Но у каждого института есть свои функции.
Семья: репродуктивная, воспитательная, первичная социализация, материальная и эмоциональная поддержка.
Церковь – интеграция (это самый лучший интегратор, т.к. нормы церкви адресованы всем), эмоциональная поддержка.
Слайд 9Функции институтов
Государство – законодательство, распределение ресурсов, поддержка других институтов санкциями, защита от
агрессоров и преступников, социальная политика.
Экономика – контакт с природой (оттуда ресурсы), обеспечение населения товарами и услугами, поддержка занятости (и тем самым профилактика девиаций)
Медицина – обеспечение здоровья населения; профилактика; пропаганда здорового образа жизни; лечение; реабилитация выздоравливающих.
Слайд 10Функции институтов
Образование – передача уже известных знаний, умений, навыков новым поколениям.
Наука –
поиск новых знаний, достоверность которых доказана, обладающих необходимой степенью точности.
Отношения между институтами нельзя назвать гармоничными. Они все влияют на население и между ними нередко идёт борьба за доминирование, кто влияет больше.
Слайд 11Динамика институтов
Самый древний институт – семья. В первобытном обществе это был единственный
институт. Сейчас позиции семьи ослабевают: человек может не создавать семью и всё меньше времени проводит в семье.
Позиции церкви также ослабевают (кроме стран исламской цивилизации). Обеспеченные люди меньше нуждаются в религии. В СССР церковь не была институтом.
Наука усиливается не как институт. Учёных сейчас больше, чем когда-либо, но больше ли возможностей у науки?