- Главная
- Обществознание
- Теория культурных кругов
Содержание
- 2. Определение теории Теория «культурных кругов» - это диффузионистское направление, представляющее собой комплексы географически обособленных культурных признаков,
- 3. Зарождение теории Данная теория зародилась в конце XIX — начале XX века в Германии. Она сменила
- 4. Одним из первых, кто попытался создать теорию культурных кругов был основатель антропогеографии, геополитики, а также создатель
- 5. Ещё одними ключевыми личностями в разработке теории культурных кругов выступили Бернхард Анкерманн и Фриц Гребнер, предложившие
- 6. Второй шаг в развитии теории культурных кругов был сделан двумя представителями культурно-исторической школы немецкими этнологами и
- 7. Таким образом, в новом виде теория культурных кругов вобрала в себя окаменелость эволюционистов, в то время
- 8. Из-за того, что теоретические построения Шмидта по прошествии определённого времени стали критиковаться, в 1937 году он
- 10. Скачать презентацию
Слайд 2Определение теории
Теория «культурных кругов» - это диффузионистское направление, представляющее собой комплексы географически
Определение теории
Теория «культурных кругов» - это диффузионистское направление, представляющее собой комплексы географически

Иными словами, суть теории в том, что предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо распространяются из территориально-локализированных очагов, так называемых «культурных кругов», в другие культурные общности, рассеиваясь и постепенно затухая.
Слайд 3Зарождение теории
Данная теория зародилась в конце XIX — начале XX века в
Зарождение теории
Данная теория зародилась в конце XIX — начале XX века в

Немецкий историк, Эрнст Бернгейм, являвшийся идейным предшественником теории, считал, что человек, из-за особенностей строения органов чувств, не сумеет полностью добиться объективного познания, охватывающее окружающее пространство, даже если попытается воспользоваться всеми имеющимися у него знаниями.
Таким образом, из этого историко-философского агностицизма следовало, что понятие «исторический» становилось равным понятию «случайный», а научное исследование могло затрагивать только вопросы второстепенного содержания, как например о «формировании культурных связей», о том где искать центры появления тех или иных культурных комплексов, как определить их возраст, а также проследить направления их распространения.
Слайд 4Одним из первых, кто попытался создать теорию культурных кругов был основатель антропогеографии,
Одним из первых, кто попытался создать теорию культурных кругов был основатель антропогеографии,

Лео Фробениус, в свою очередь, ввёл в научный наоборот само понятие «культурный круг», которое использовал в систематизации культур Африки. Он полагал, что особенность культуры заключается в определённом наборе элементов, которые относятся к ней, чьё место расположения и образовывает «культурный круг», и в первую очередь материальных элементов.
Слайд 5Ещё одними ключевыми личностями в разработке теории культурных кругов выступили Бернхард Анкерманн
Ещё одними ключевыми личностями в разработке теории культурных кругов выступили Бернхард Анкерманн

По мнению Гребнера, в своей он работе сумел слить воедино культурные достижения всех народов, населяющих Землю, находящихся на стадии развития предшествующей возникновению государства, выделив из общей массы шесть культурных кругов.
Слайд 6Второй шаг в развитии теории культурных кругов был сделан двумя представителями культурно-исторической
Второй шаг в развитии теории культурных кругов был сделан двумя представителями культурно-исторической

1) первобытные;
2) первичные;
3) вторичные;
4) третичные.
Внешне эта схема не сильно отличалась от теоретической основы Гребнера, поскольку шесть имеющихся Шмидт дополнил седьмым. Но все же в новой схеме собранные Гребнером понятия (географическое распространение, материальная культура, социальная организация) в большей степени стали стремиться к единоначалию.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 7Таким образом, в новом виде теория культурных кругов вобрала в себя окаменелость
Таким образом, в новом виде теория культурных кругов вобрала в себя окаменелость

Слайд 8Из-за того, что теоретические построения Шмидта по прошествии определённого времени стали критиковаться,
Из-за того, что теоретические построения Шмидта по прошествии определённого времени стали критиковаться,

В 1952 году Шмидт скончался и его преемником стал Копперс, предпринявший попытку целиком воссоздать схему культурных кругов так, как это первоначально сделал его предшественник. В дальнейшем сторонники венской школы отказались от важнейших идей Шмидта, а также привнесли отдельные положения методологии и теоретических разработок иных направлений этнографии, в частности, бихевиоризма.