Алгоритм работы над сочинением. Как выбрать тему сочинения

Содержание

Слайд 2

Алгоритм работы над сочинением

1. Определите проблему или вопрос, которые содержатся в

Алгоритм работы над сочинением 1. Определите проблему или вопрос, которые содержатся в
теме сочинения.
2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответом на поставленный вопрос.
3. Подберите произведения, на материале которых вы сможете доказать свою точку зрения.
4.Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.
5. Напишите черновой вариант работы.
6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
7.Напишите окончательный вариант работы.
8. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

Слайд 3

Черновик и план сочинения

Черновики сдают, но они не учитываются при проверке сочинения.
После

Черновик и план сочинения Черновики сдают, но они не учитываются при проверке
выбора темы сформулируйте основной тезис – мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, на протяжении всей работы придерживайтесь изначально выбранной мысли и отвечайте на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет выстроить композицию сочинения.
План сочинения-это кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План - это последовательность ваших мыслей, ваши доводы и доказательства. План может быть в виде схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.

Слайд 4

Черновик и план сочинения

Завершая работу с черновиком, необходимо:
свериться с планом: устранить отклонения

Черновик и план сочинения Завершая работу с черновиком, необходимо: свериться с планом:
от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;
убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;
проверить, правильно ли выделены абзацы;
сделать стилистическую и речевую правку:
уточнить цитаты (если вы их использовали);
проверить орфографию и пунктуацию.

Слайд 5

Как анализировать художественное произведение

Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения.

Как анализировать художественное произведение Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного
План анализа эпического произведения
1. Какова история создания произведения?
2. Как связано произведение с исторической эпохой?
3.Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ и т.д.).
6. В чём смысл названия произведения?
7. Есть ли эпиграфы, каков их смысл?
8. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
9. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения?
10. Какие проблемы автор поднимает в произведении?
11. В чём особенности сюжета (последовательность событий?)
12. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
13. В чём особенность композиции (построения) произведения?
14. Каковы ключевые (главные) эпизоды?
15. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
16. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?
17. Какие художественные средства (тропы. Фигуры), приёмы помогают автору раскрыть идею произведения?

Слайд 6

Как анализировать художественное произведение

Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в

Как анализировать художественное произведение Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения
единстве его формы и содержания. Но на экзамене вам может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характер, для подтверждения, пояснения своей мысли. Таким образом, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут вам раскрыть основную мысль, доказать тезис. Например, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет (или основные сюжетные линии), а затем перейти к анализу системы персонажей. Отдельных эпизодов или конкретных героев.

Слайд 7

План анализа героя произведения

1. Как зовут героя?
2. Каков его социальный статус (происхождение,

План анализа героя произведения 1. Как зовут героя? 2. Каков его социальный
образование, род занятий)?
3. Каков его характер, индивидуальные и типические черты (герой-резонёр, «маленький человек», «лишний человек», «новый человек»)?
4. Какое место занимает этот герой в системе персонажей произведения (главный, один из главных, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя и т. д.)?
5. Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения? С кем сталкивается, спорит?
6. Какие приёмы и средства использует автор при изображении этого героя (портрет, речевая характеристика, характеристика со стороны других персонажей, поступки и действия, характеризующие героя)?

Слайд 8

План анализа лирического произведения

1. Кто автор стихотворения и как оно называется?
2. Какова

План анализа лирического произведения 1. Кто автор стихотворения и как оно называется?
история создания, год написания, значение этого стихотворения в творчестве поэта? Есть ли в его творчестве сходные стихотворения? Принадлежит ли поэт к какой-либо поэтической школе, поэтическому течению 9 символизм, акмеизм, футуризм) и как это проявляется в стихотворении?
3.Каков жанр (элегия, дума, сонет) стихотворения, тип лирики (философская, общественно-политическая, пейзажная, любовная)?
4. Каковы тема и идея стихотворения?
5. Есть ли в стихотворении сюжет (образы событий) или оно представляет собой изображение чувств лирического героя (образы чувств)?
6. Как меняются чувства автора (лирического героя) от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
7. Какие художественные детали и образы особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают?
8. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)?
9. Использует ли автор звукопись (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
10. Каковы особенности ритмической структуры? Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
11. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения.

Слайд 9

Анализ лирического произведения

На первый взгляд, приведённый перечень вопросов для анализа выглядит пугающе:

Анализ лирического произведения На первый взгляд, приведённый перечень вопросов для анализа выглядит
далеко не каждый определит с ходу жанр или стихотворный размер. Но нужно помнить, что любой план анализа произведения – это примерный ориентир для развития мысли.
Анализ стихотворения не должен представлять собой пронумерованный перечень ответов на предложенные вопросы. Нужно больше внимания уделять содержанию лирических произведений, анализировать развитие мыслей и чувств лирического героя. Не беда, если ничего не скажете о стихотворном размере или рифме.
Анализ лирического произведения требует внимательного, вдумчивого отношения к тексту, умения не только понимать мысли автора, но и разделять его чувства.

Слайд 10

Композиция сочинения

Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение

Композиция сочинения Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и
каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.

Слайд 11

Композиция сочинения

Композиция сочинения

Слайд 12

Композиция сочинения

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление, задача которого – ввести в

Композиция сочинения Традиционно выделяют три части сочинения: 1) вступление, задача которого –
тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
Советы. 1) При написании вступления и заключения постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?». Следует помнить, что подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
2)Делайте вступление не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Слайд 13

Вступление. Варианты вступлений

Историческое. Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических

Вступление. Варианты вступлений Историческое. Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных,
или культурных особенностей того времени.
Аналитическое. Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т. д.)
Биографическое. Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой им проблеме.
Цитатное. В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
Личностное. Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Слайд 14

Заключение

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления

Заключение Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления
над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть связано с основной частью сочинения.
Вывод – это не простое повторение аргументов. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
Общий объём вступления и заключения не должен превышать ¼ всего сочинения. Поскольку рекомендуемый объём работы равен 2-2,5 листа размера А4, вступительная и заключительная часть сочинения могут состоять из 5-8 предложений. Но необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.

Слайд 15

Виды заключения

1. Обобщение сказанного. Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего

Виды заключения 1. Обобщение сказанного. Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще
в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
2. Риторический вопрос. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме сочинения, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.
3. Призыв к читателю. Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
4. Цитата. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.
Совет. Работая над сочинением, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые вам хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.

Слайд 16

Основная часть

Основная часть должна быть посвящена раскрытию конкретной темы.
Должно быть чёткое

Основная часть Основная часть должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Должно быть
членение текста на абзацы. Каждый абзац –это относительно законченное целое. Абзац посвящён изложению одной идеи. Он не должен с неё начинаться, а заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего произведения. Если читателю приходится перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.

Слайд 17

Структура абзаца текста-рассуждения

Структура абзаца текста-рассуждения

Слайд 18

Средства выражения логических связей в тексте-рассуждении

Новый абзац – это новая мысль, так

Средства выражения логических связей в тексте-рассуждении Новый абзац – это новая мысль,
или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
Основные средства выражения логических связей в тексте-рассуждении- это вводные слова, конструкции, указывающие на различные виды смысловых отношений между предложениями, абзацами:
последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);
отношения противоречия, противопоставления (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого; кроме того, к тому же);

Слайд 19

Средства выражения логических связей

переход от одной мысли к другой ( обратимся к

Средства выражения логических связей переход от одной мысли к другой ( обратимся
…, вспомним также, остановимся на …, перейдём к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть …);
итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…).
Все эти слова и выражения являются своеобразными «дорожными знаками», которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути.
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.

Слайд 20

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением

1. Ссылка, указание на

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением 1. Ссылка, указание
произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа и т. д. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание (что особенно важно, если вы не помните отдельных деталей и подробностей).
2. Сжатый пересказ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
Совет. Помните, что краткий пересказ сюжета – это не самоцель, он обязательно должен сопровождаться объяснением, интерпретацией приведённого содержания.
Подмена анализа произведения его пересказом – одна из типичных ошибок при написании сочинения.
3. Цитирование. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
4. Использование косвенной речи. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.

Слайд 21

Совет

Учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться к сочинению только по одному из

Совет Учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться к сочинению только по одному
заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! Почему? А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.

Слайд 22

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но

Обратите внимание Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут,
не проанализирован.
Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении. Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чём его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Слайд 23

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок

Слайд 24

Фактические ошибки

Фактические ошибки

Слайд 25

Речевые ошибки

Речевые ошибки

Слайд 26

Речевые ошибки

Речевые ошибки

Слайд 27

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Слайд 28

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Слайд 29

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Слайд 30

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки