Эссе ученическое

Содержание

Слайд 2

Этимология и исторический перевод слова «ЭССЕ»

ЭССЕ́
из фр. essai «попытка, проба, очерк»,

Этимология и исторический перевод слова «ЭССЕ» ЭССЕ́ из фр. essai «попытка, проба,

от лат. exagium «взвешивание»)
литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Писать ЭССЕ – взвешивать каждое слово!

Слайд 3

Определение жанра ЭССЕ

Большой
энциклопедический словарь

«Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической,

Определение жанра ЭССЕ Большой энциклопедический словарь «Эссе – это жанр философской, литературно-критической,
публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Краткая
литературная энциклопедия

«Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

ПРОЗА ЖИЗНИ АВТОРА

Слайд 4

Из чего складывается «проза жизни» автора, которую можно использовать в ЭССЕ?

Жизненный опыт,

Из чего складывается «проза жизни» автора, которую можно использовать в ЭССЕ? Жизненный
биография

Детство, семья, традиции,
Учёба, учителя и наставники,
Общий кругозор (образование, культура, путешествия, круг общения, начитанность),
Семейный и писательский опыт.

Профессиональный багаж, житейская копилка

Профессиональный опыт (организация, жанровый спектр, навыки в профессии),
Авторские творческие проекты,
Личные способы решения проблем, какие-то секреты и приёмы, уникальные навыки,
«Фунт изюма», собранный путём проб и ошибок.

Слайд 5

Особенности жанра эссе

Небольшой объем. Объем эссе – от 3 до 7

Особенности жанра эссе Небольшой объем. Объем эссе – от 3 до 7
страниц компьютерного текста.
Свободная композиция. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот»,
Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных построений,
Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя – это его обязательное качество. В эссе, нередко появляется афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, сталкивающее взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
Внутреннее смысловое единство. Парадокс жанра. Свободное по композиции, субъективное, эссе обладает внутренним смысловым единством тезисов, в которых выражена личностная позиция автора.
Ориентация на разговорную речь, но не на просторечие.

для меня так и остались непонятными

Слайд 6

У ЭССЕ кольцевая структура (а количество тезисов и аргументов зависит от темы,

У ЭССЕ кольцевая структура (а количество тезисов и аргументов зависит от темы,
избранного плана, логики развития мысли):

вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора по проблеме).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы, её удобство и лёгкость в чтении.

Правило Штирлица

Слайд 7

Лучше видны перед зеркалом!

Плохая проверка (грамотность, стилистика, факты)
Утомительные предисловия и недостаточное количество

Лучше видны перед зеркалом! Плохая проверка (грамотность, стилистика, факты) Утомительные предисловия и
деталей и примеров из практики и личного опыта
Многословие (повторы, слова-паразиты)
Длинные фразы
Перегруженность эссе деталями

Ошибки при написании эссе

Слайд 8

Эссе – попытка заявить о себе именно как о специалисте, но лишь

Эссе – попытка заявить о себе именно как о специалисте, но лишь
попытка!

Анекдот в тему

Инспектор по кадрам кладёт на стол начальнику несколько резюме соискателей на освободившуюся вакансию. Начальник, не глядя, выбирает из пачки одно резюме, а остальные отодвигает в сторону и говорит инспектору: «Уберите. Не люблю неудачников!»

Субъективность – это опасность быть непонятым

Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной, на уровне «вкусовых рецепторов»: «нравится – не нравится».
Не стоит ориентироваться на все категории проверяющих, важно выдержать идею и стиль.

Слайд 9

Попробуем взвесить?

Я начал(а) мечтать о профессии журналиста…
ЛЕТ назад / в ГОДу

Что

Попробуем взвесить? Я начал(а) мечтать о профессии журналиста… ЛЕТ назад / в
меня восхищает в этой профессии? Что привлекает?
Чем в этой сфере я готов(а) заниматься бесплатно?
За что я готов(а) биться?

Потому что…
Для того, чтобы…

Слайд 10

Попробуем взвесить?

Я использую такую форму работы (жанр, приём, способ) как…

А как меня

Попробуем взвесить? Я использую такую форму работы (жанр, приём, способ) как… А
учили этому в детстве? И учили ли? Почему?
А как этому учат за рубежом?
А зачем этому учить?
А как я к этому пришёл(ла)?

Потому что…
Для того, чтобы…

Слайд 11

Что мы отражаем в ЭССЕ?

Чем нам нравится профессия, как мы в неё

Что мы отражаем в ЭССЕ? Чем нам нравится профессия, как мы в
пришли
Что мы готовы делать и отстаивать в этой профессии
Какие формы работы мы используем и для чего
Что самое главное в нашей «прозе» профессиональной жизни

МИССИЯ
профессиональной деятельности

Слайд 12

взвешивание каждого слова
при описании прозы профессиональной жизни
и формулировки своей профессиональной миссии

Эссе –

взвешивание каждого слова при описании прозы профессиональной жизни и формулировки своей профессиональной
это…

проба* журналиста!

*Проба металлов — определение аналитическими методами пропорции, весового содержания благородного металла в пробируемом сплаве для клеймения ювелирных изделий.

Журналист – благородная профессия!

Слайд 13

Эссе – это

взвешенный очерк
личной миссии
в благородной профессии

Эссе – это взвешенный очерк личной миссии в благородной профессии

Слайд 14

Критерии оценки эссе:

Полнота раскрытия темы
Взвешенная аргументация
Грамотность
Композиция
Средства выразительности
Широта кругозора и

Критерии оценки эссе: Полнота раскрытия темы Взвешенная аргументация Грамотность Композиция Средства выразительности
общая начитанность

Слайд 15

Полнота раскрытия темы, выраженная в самом тексте и в выбранном жанре сочинения

Полнота

Полнота раскрытия темы, выраженная в самом тексте и в выбранном жанре сочинения
раскрытия темы

Уровень раскрытия темы – факты,
Наличие журналистских фактов (описания, жизненные ситуации, личный опыт, наблюдения, анализ конкретных СМИ, изданий),
Стиль и подача материала,
Средства выразительности языка,
Эпиграф и цитаты, афоризмы.

Авторская позиция

Авторская позиция выражается в выборе жанра:
Размышления/Рассуждение,
Эссе,
Рецензия,
Интервью,
Портретный очерк
Аналитические/полемические заметки

Слайд 16

Актуальные вопросы журналистики, которых можно коснуться в любой теме:

Конвергентность
Дифференциация традиционных СМИ
Медийность

Актуальные вопросы журналистики, которых можно коснуться в любой теме: Конвергентность Дифференциация традиционных
и мультимедиа
Блогерство как гражданская журналистика

Слайд 17

Понятие конвергентности в журналистике – сочетание различных навыков у одного человека-универсала или

Понятие конвергентности в журналистике – сочетание различных навыков у одного человека-универсала или
объединение функций различных СМИ и изданий.

Конвергентность (от лат. сon вместе и vergere – сближаться) склонность к чему-либо, сближение с чем-либо.
Сближение различных методов исчисления с одним, ведущим к цели, сведение всех теоретических систем к одной системе, доказавшей свою пригодность.

Конвергенция в телекоммуникации — объединение услуг (в сетях)
Конвергенция в медиаиндустрии — процесс интеграции традиционных и новых медиа, который сопровождается дублированием контента и/или созданием альтернативных медиаплощадок.

Слайд 18

Мультимедиа – Современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты,

Мультимедиа – Современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты,
звуки, видеоизображения, графика и т. п.) и обеспечивающие интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.

Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определённого набора аппаратных и программных средств.
Термин мультимедиа также зачастую используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Слайд 19

Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, рекламу, искусство, образование, индустрию

Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, рекламу, искусство, образование, индустрию
развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения.

Для мультимедийных интернет-ресурсов характерно:
могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.);
высокая степень наглядности материалов;
поддержка различных типов файлов: текстовых, графических, аудио и видео;
возможность использования для продвижения творческих работ в области различных видов искусств.

Слайд 20

Дифференциация (от лат. differentia — «различие») — разделение, разведение процессов или явлений

Дифференциация (от лат. differentia — «различие») — разделение, разведение процессов или явлений
на составляющие части

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают дифференциацию функциональную, в ходе которой расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы, и структурную, в ходе которой в системе выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся частей, так и установление (за счёт процессов интеграции) новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.
Иногда под дифференциацией понимают дифференцированность, т. е. наличие в целом совокупности специализиров, частей, уровней, подсистем.

Слайд 21

Статистика успеха

99 из 100

1 из 100

Статистика успеха 99 из 100 1 из 100

Слайд 22

P.S. Эпиграф должен перекликаться с текстом работы и особенно с резюме эссе.

P.S. Эпиграф должен перекликаться с текстом работы и особенно с резюме эссе.
Это один из показателей, подпадающих под определение «изюминка» и «авторский стиль». Показатель начитанности и глубины мыслей.

Копите пословицы и поговорки, афоризмы и строки из стихотворений.
Особенно хорошее впечатление производят цитаты известных личностей – политиков, военачальников, актёров, спортсменов, художников, писателей.
Выходят из моды Древние: греки, римляне, китайцы, арабы.
Если вы цитируете древних, то должны быть особенно внимательны к выводам, которые должны перекликаться с эпиграфом и звучать современно.

Слайд 23

Придумайте, к какой теме вы можете использовать данные эпиграфы:

Человек начинается не со

Придумайте, к какой теме вы можете использовать данные эпиграфы: Человек начинается не
свободы, но с предела, с линии непреодолимого. (Мишель Поль Фуко, (1926–1984), французский философ и историк),
Лгать нельзя, но можно дипломатично опустить часть правды. (Иоанна Хмелевская, польская писательница в жанре ироничный детектив),
Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи. (Остап Бендер, герой произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова),
It is better to be making the news than taking it. Лучше делать новости, чем рассказывать о них. (Уинстон Черчиль, английский премьер-министр),
И что бы с вами ни случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным. (Эрих М. Ремарк, немецкий писатель),
Чем больше я наблюдаю мир, тем меньше он мне нравится. (Джейн Остин),
Я обожаю, страстно ненавидя. (Пабло Неруда, чилийский поэт, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1971). )

Слайд 24

Придумайте, к какой теме вы можете использовать данные эпиграфы:

Человек начинается не со

Придумайте, к какой теме вы можете использовать данные эпиграфы: Человек начинается не
свободы, но с предела, с линии непреодолимого. (Мишель Поль Фуко, (1926–1984), французский философ и историк),
Лгать нельзя, но можно дипломатично опустить часть правды. (Иоанна Хмелевская, польская писательница в жанре ироничный детектив),
Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи. (Остап Бендер, герой произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова),
It is better to be making the news than taking it. Лучше делать новости, чем рассказывать о них. (Уинстон Черчиль, английский премьер-министр),
И что бы с вами ни случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным. (Эрих М. Ремарк, немецкий писатель),
Чем больше я наблюдаю мир, тем меньше он мне нравится. (Джейн Остин),
Я обожаю, страстно ненавидя. (Пабло Неруда, чилийский поэт, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1971). )