Из истории фразеологизмов

Содержание

Слайд 2

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
Фразеологизм - устойчивое по составу и структуре, лексически

ФРАЗЕОЛОГИЗМ Phrasis – «выражение» Logos – «учение» Фразеологизм - устойчивое по составу
неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.
« Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» - С.И. Ожегов

Слайд 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В зависимости от истории возникновения, их можно разделить на группы:
группы:
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
Образные выражения, отражающие народные обычаи.
Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
Крылатые выражения из произведений художественной литературы.

Слайд 5

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ

Один человек упрекает, а другой не обращает на

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ Один человек упрекает, а другой не обращает
упреки внимания.
В басне И. А. Крылова «Кот и повар» рассказывается, как повар оставил кота Ваську стеречь съестное от мышей, а сам пошел в кабак. Вернувшись, он увидел, что кот доедает курицу, оставшуюся от обеда, и стал стыдить его:
«А ты... ахти, какой позор!
Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню, Пускать не надо и во двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!» А Васька слушает да ест).»

Слайд 6

АЙ,МОСЬКА!

Ироническое замечание в отношении человека,
создающего много шума для того, чтобы его заметили,

АЙ,МОСЬКА! Ироническое замечание в отношении человека, создающего много шума для того, чтобы
ничем при этом не рискуя
Эта фраза — цитата из басни И. А. Крылова «Слон и Моська». На примере маленькой дворняжки, задирающейся с огромным слоном, который в упор не замечает ее, баснописец высмеял порок некоторых людей, желающих прославиться не конкретными делами или поступками,
а пустой болтовней,
которая кроме шума
ничего не несет.

Слайд 7

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ
Глупый, несообразительный, несмышленый человек
Выражение является производным от пословицы:

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ Глупый, несообразительный, несмышленый человек Выражение является производным от
«У каждого свой царь в голове», где царь — это ум, мысли, соображения. «Без царя в голове» — все равно, что без ума в голове.

Слайд 8

БИТЬ БАКЛУШИ

Праздно проводить время, бездельничать
Баклуша — деревянная чурка, из которой крестьяне делали

БИТЬ БАКЛУШИ Праздно проводить время, бездельничать Баклуша — деревянная чурка, из которой
мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши — набить чурок из бревна — считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и ее мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно ее поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении — «праздно проводить время».

Слайд 9

БРОСАТЬ СЛОВА НА ВЕТЕР
Тратить усилия попусту, говорить впустую
Некоторые люди любят давать обещания,не

БРОСАТЬ СЛОВА НА ВЕТЕР Тратить усилия попусту, говорить впустую Некоторые люди любят
думая о возможности их выполнения. Такие слова, не зафиксированные на бумаге, не имеют веса, их к «делу не пришьешь», они, как подхваченные ветром листья, улетели и забылись. И наоборот, «не бросать слова на ветер» означает быть хозяином своего слова,выполнять данные обещания. Евриил, один из героев поэмы Гомера «Одиссея»,у которого сорвалась с языка резкость, говорит: «Если сказал я дерзкое слово, пусть ветер унесет его и развеет».

Слайд 10

ВЕРСТА КОЛОМЕНСКАЯ
Шутливое высказывание о высоком человеке.
Во время царствования Алексея Михайловича «верста» означало

ВЕРСТА КОЛОМЕНСКАЯ Шутливое высказывание о высоком человеке. Во время царствования Алексея Михайловича
«ряд, линия, порядок». В 17 веке по распоряжению царя на дороге между Москвой и его летней резиденцией в селе Коломенском был наведен порядок: заново проведено измерение расстояний и установлены версты (верстовые столбы) такой высоты, каких на Руси еще не видывали. Местные жители говорили «Вёрст по дороге наставили, что проехать нельзя». Дорога получила название столбовой, а «коломенской верстой» стали называть очень высоких людей

Слайд 11

ДЕРЖАТЬ В ЧЁРНОМ ТЕЛЕ
Сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо
Выражение заимствовано из

ДЕРЖАТЬ В ЧЁРНОМ ТЕЛЕ Сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо Выражение
тюркского языка. Сначала оно относилось к лошадям и указывало на особенности их содержания: в строгости и постояннойработе. Иногда хозяин дома, чтобы добиться верности и послушания, также относился к своим домочадцам. Упоминание о черном цвете не случайно: во многих языках он связывался с отрицательным,плохим и недобрым: «черная душа»,«черная неблагодарность».

Слайд 12

ВОДИТЬ ЗА НОС

Обманывать, вводить в заблуждение
Вне столь давние времена по деревням ходили

ВОДИТЬ ЗА НОС Обманывать, вводить в заблуждение Вне столь давние времена по
цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле — «вводить в заблуждение кого-либо».

Слайд 13

ДЕРЖАТЬ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ

Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе
Камень в далекие

ДЕРЖАТЬ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе Камень
времена был средством нападения. И когда враждующие стороны вели переговоры, которые могли закончиться как миром, так и войной, то иметь при себе первобытное оружие за пазухой значило иметь некоторое преимущество, используя фактор внезапности. Много воды утекло с тех пор, появилось огнестрельное оружие, но выражение в нашей речи осталось и означает «быть готовым отомстить», «сделать кому-либо пакость». В русском языке ему существует синоним «иметь зуб» на кого-либо.

Слайд 14

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда
Слово «нос» как выступающая часть тела

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда Слово «нос» как выступающая
или какого-либо предмета имеет еще одно значение: так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для
записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки (зарубки) на память, так появилось выражение «зарубить на носу».
Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае если долг не возвращали, то, по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.

Слайд 15

ЗАТКНУТЬ ЗА ПОЯС

Значительно превзойти кого-то в чем-либо, легко справиться с кем-либо
Выражение связано

ЗАТКНУТЬ ЗА ПОЯС Значительно превзойти кого-то в чем-либо, легко справиться с кем-либо
с привычкой мастеровых засовывать за пояс временно ненужный инструмент. В старину это выражение перешло и на взаимоотношения людей. В случае физического превосходства соперник хвастливо обещал другому поступить с ним как с ненужной вещью: спрятать у себя за поясом или положить в карман.

Слайд 16

КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ
Нечто величественное, мощное и могущественное с виду, но слабое

КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ Нечто величественное, мощное и могущественное с виду, но
и легко разрушающееся
Выражение возникло на основе библейского рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, которому приснился огромный идол — колосс — с головой из золота, коленями из серебра и железа, а ногами из глины. Внезапн скатившийся с горы камень ударил колосса по глиняным ногам, он рухнул и рассыпался. Испуганный царь собрал жрецов и прорицателей, и один из них растолковал сон как роковой знак будущего разрушения и гибели Вавилонского царства под ударами персов. Это предсказание сбылось, а выражение «колосс на глиняных ногах» стало символом всего внешне величественного и грозного, а внутренне слабого.

Слайд 17

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ

Фамилия, имя, какое-либо слово, которые кто-то мучительно пытается вспомнить
В рассказе

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ Фамилия, имя, какое-либо слово, которые кто-то мучительно пытается вспомнить В
А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» у отставного генерал-майора Булдеева заболел зуб. Приказчик генерала советует ему написать к знахарю, умеющему «заговаривать» зубы. Но фамилию знахаря внезапно «из головы вышибло» у приказчика, и он мучительно пытается вспомнить ее: «такая еще простая... словно как бы лошадиная». Все в доме старались ему помочь, изобретая фамилии, «перебрали все возраста, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта,сбрую...», но все не то. Наконец больной не выдержал и послал за доктором, который вырвал ему больной зуб. Затем доктор спрашивает приказчика, нельзя ли купить у них в имении овса. Тут-то приказчик и вспоминает фамилию —
Овсов! Выражение «лошадиная фамилия» с тех пор шуточно употребляется относительно слова, которое кто-либо мучительно пытается вспомнить.

Слайд 18

НА ЛБУ НАПИСАНО

Всем сразу видно, ясно что-либо по внешнему виду человека
Происхождение выражения

НА ЛБУ НАПИСАНО Всем сразу видно, ясно что-либо по внешнему виду человека
связано с древним обычаем клеймить преступников. В Древнем Рим клеймили за злостный навет, выжигая на лбу букву «С», первую букву латинского слова «колюмниатор» — клеветник. В России при царе Алексее Михайловиче на правой щеке бунтовщиков выжигали букву «Б». Императрица Елизавета Петровна ввела клеймение на лбу, чтобы преступники «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были». Наложение клейма было упразднено в России после отмены крепостного права в 1861 году.Со временем выражение «на лбу написано» приняло переносное значение — «сразу определять человека по его внешнему виду».

Слайд 19

ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ

Безрассудно, не думая о последствиях
По древним суевериям, защититься от злых духов

ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ Безрассудно, не думая о последствиях По древним суевериям, защититься от
можно было, очертив чем-либо вокруг себя круг. Древние воины перед схваткой с противником очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча. Считалось, что этот обряд убережет воина от ударов врага и сохранит его невредимым. После этого воины бесстрашно устремлялись в бой, считая, что теперь их жизнь под охраной добрых духов. Из этого обряда и возникло выражение «очертя голову» — то есть «безрассудно, с отчаянной решимостью».

Слайд 20

Человек, занимающий невысокое общественное положение; неавторитетный человек
Выражение пришло из крестьянского обихода.В русских

Человек, занимающий невысокое общественное положение; неавторитетный человек Выражение пришло из крестьянского обихода.В
северных землях соха — это крестьянская община от 3 до 60 дворов. А мелкой сошкой называли очень бедную общину, а затем и ее бедных и бесправных обитателей. Позже мелкой сошкой стали называть и чиновников, занимающих низшее положение в государственной структуре.

МЕЛКАЯ СОШКА

Слайд 21

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ

1. Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль, обеспечить

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ 1. Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль,
её понимание вне зависимости от возраста и образования детей.
2. Особенности происхождения и употребления помогают лучше понять смысл фразеологизмов.
3. Фразеологизмы - источник ярких образов, с помощью которых они лучше запоминаются.
Имя файла: Из-истории-фразеологизмов.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0