Метонимия глаголов: образование и функционирование в художественной речи

Содержание

Слайд 2

Художественное слово многозначно; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, а

Художественное слово многозначно; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, а
слово является единственным инструментом писателя или поэта.
Метонимия относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

Слайд 3

Изучением метонимии, способов метонимического переноса занимались многие ученые – лингвисты: М.В. Сандакова,

Изучением метонимии, способов метонимического переноса занимались многие ученые – лингвисты: М.В. Сандакова,
В.А. Скиба, М.Г. Шкуропацкая, Н.В. Черникова, А.А. Реформатский и другие. Лингвисты исследовали метонимические переносы в разных частях речи и сделали вывод о том, что наиболее редким такой перенос бывает в глаголах.

М.В. Сандакова

Слайд 4

Метонимия как разновидность метафоры

Троп (греч. tropos – оборот, поворот) - это слово или

Метонимия как разновидность метафоры Троп (греч. tropos – оборот, поворот) - это
выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
Метонимия (от греч. metonymia, букв.- переименование.) – троп или фигура речи, перенос имени с одного класса объектов или единичного объекта, на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности.

Слайд 5

Сходства и отличия

Сходства метафоры и метонимии:
- являются тропами;
-

Сходства и отличия Сходства метафоры и метонимии: - являются тропами; - расширяют
расширяют представление читателя о предмете или явлении;
- более ярко выражают эмоции, мысли, отношения.
Отличие: метафора основана на сходстве и объективных связях, а метонимия - на смежности и на более субъективных связях.
Метафора: "Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия". (М.Булгаков. "Белая гвардия".)
Метонимии: «Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия». (Н.В.Гоголь. "Невский проспект").

Слайд 6

Метонимический перенос и его особенности

Существуют следующие виды метонимии:
Пространственная метонимия
«растение

Метонимический перенос и его особенности Существуют следующие виды метонимии: Пространственная метонимия «растение
- место, где растет растение» (брусничник «кустарник брусники» и «место, поросшее брусникой»)
содержащее – содержимое (бадейка, бочечка, братина, лукошко и др.: продать: меду…7 бадеек).
Причинно-следственная (каузальная)
«растение - пищевой продукт из него» (брусница «ягодный кустарник» и «брусничный напиток»).
«событие - праздник в ознаменование этого события» (богоявление, крещение, введение).
«цвет – характерный предмет этого цвета или краска» (багрец, бакан)
Aтрибутивные метонимические переносы
«объект, выступающий символом какого-нибудь понятия, события – это событие» (верба `ветви дерева` и `Вербное воскресенье`).
«чин - человек, носящий его» (адмирал, вахмистр).
Временная метонимия
«объект - время, которое им занимаются» ( Апостол «богослужебная книга, содержащая послания и «Деяния» апостолов» и «время чтения этой книги»).

Слайд 7

Виды метонимии

Ходовые метонимии, такие как «копыта» в значении «туфли», не зафиксированы в

Виды метонимии Ходовые метонимии, такие как «копыта» в значении «туфли», не зафиксированы
словарях и не носят нормативного характера, но функционируют в разговорной речи.
Бытовые метонимии, возникшие в результате метонимического переноса и закрепившиеся в языке как самостоятельные слова, обычно не имеют второго, образного, смысла.

Слайд 8

Вопрос о функционировании метонимии глаголов в литературных произведениях интересен и сложен.

Вопрос о функционировании метонимии глаголов в литературных произведениях интересен и сложен. Многие
Многие лингвисты исследовали метонимический перенос в художественных произведениях таких писателей, как А.С. Есенин, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и другие.
Интересно, что именно Ф.М. Достоевский, вводя в литературу новаторский прием авторских ремарок в диалогах, ввел вместе с этим в языковую практику новую метонимическую модель: обозначение звучания речи через глаголы движения.

Слайд 9

Метонимический перенос в произведениях Федора Михайловича Достоевского (новелла «Мальчик у Христа не ёлке»

Метонимический перенос в произведениях Федора Михайловича Достоевского (новелла «Мальчик у Христа не
и отдельные главы романа «Братья Карамазовы»)

Слайд 10

«Братья Карамазовы»


Примеры метонимии глаголов:
—А вы и не знали! —

«Братья Карамазовы» Примеры метонимии глаголов: —А вы и не знали! — подмигнул
подмигнул ему Митя…
— Нет, никогда этого не слыхала, — показала Грушенька.
— Ох, говорил! — вздохнула Грушенька.
— Аграфена Александровна, — привстал со стула Митя, — верь Богу и мне: в крови убитого вчера отца моего я неповинен!
— Что такое, Коля? — приостановился Алеша.
В романе «Братья Карамазовы» метонимический перенос в глаголах использован автором именно в диалогах. Речь персонажей напряженна и взволнованна. И глаголы передают не только конкретное действие, совершаемое героем произведения, но и чувства, переживания человека, состояние его души, взаимоотношения персонажей.

Слайд 11

«Мальчик у Христа на елке»

В новелле «Мальчик у Христа на елке»

«Мальчик у Христа на елке» В новелле «Мальчик у Христа на елке»
примеров немного, и в основном метонимия связана с переносом значения в существительных: «Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я все встречал на улице на известном углу одного мальчишку, никак не более семи лет».
Я думаю, отсутствие примеров метонимии глаголов в данной новелле связано прежде всего с особенностями композиции произведения.
Имя файла: Метонимия-глаголов:-образование-и-функционирование-в-художественной-речи.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0