Работаем с текстом и пишем сочинение

Содержание

Слайд 2

Текст

Текст

Слайд 3

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был
был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(8)Надо быть современным.
(9)Надо быть безжалостным к прошлому.
(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что…
(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.
(18)Очень хорошо.
(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33) Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись и так пахли... (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была.(37) Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Помню, несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.
(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.
( По В. Белову)

Слайд 4


Лауреат Государственной премии СССР писатель Василий Иванович Белов - автор широко известных

Лауреат Государственной премии СССР писатель Василий Иванович Белов - автор широко известных
произведений - "За тремя волоками", "Привычное дело", "Плотницкие рассказы", "Воспитание по доктору Споку", "Кануны" и других.

Слайд 5

Где можно ошибиться?

Если концептуальная и подтекстовая информация останутся невычитанными, то
автора можно отождествить

Где можно ошибиться? Если концептуальная и подтекстовая информация останутся невычитанными, то автора
с рассказчиком;
неверно истолковать аспекты проблемы;
неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочными могут быть и аргументы).

Слайд 6

Читаем текст осмысленно, выделяем в нём ключевые слова, предложения.

Читаем текст осмысленно, выделяем в нём ключевые слова, предложения.

Слайд 7

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был
был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(8)Надо быть современным.
(9)Надо быть безжалостным к прошлому.
(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что…
(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.
(18)Очень хорошо.
(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33) Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись и так пахли... (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была.(37) Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Помню, несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.
(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.
( По В. Белову)

Слайд 10

Конфликт как основа произведения

Конфликт - это противоречие, которое оказывается движущей силой,

Конфликт как основа произведения Конфликт - это противоречие, которое оказывается движущей силой,
пружиной сюжета в литературном произведении; это столкновение интересов, чувств, характеров героев, разность их убеждений и чувств.
Без конфликта нет произведения!
Виды конфликтов: - человек против человека; - человек против природы;
- человек против обстоятельств; - человек против общества; - человек против самого себя и т.д.

Слайд 11

Конфликт: человек против самого себя

Конфликт: человек против самого себя

Слайд 12

Авторская позиция

Несовпадение точек зрения на разных уровнях повествования также является тактической

Авторская позиция Несовпадение точек зрения на разных уровнях повествования также является тактической
интенцией автора, помогающей читателю в понимании произведения. Авторская идея выражается через несовпадение точек зрения -
эксплицитной - повествователя и имплицитной - самого автора.

Слайд 13

Анализируем текст

Анализируем текст

Слайд 14

Где живёт память?

(7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не

Где живёт память? (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не
вернусь к нему.

Чем грозит беспамятство?
(эмоциональной и духовной опустошённостью, потерей собственного «я»).

Слайд 15

Вытравить
1. что. Вывести, удалить путём химического воздействия. В. пятна. В. подпись, печать.
2. (также трави́ть). кого-что. Травя,

Вытравить 1. что. Вывести, удалить путём химического воздействия. В. пятна. В. подпись,
истребить, уничтожить. В. крыс. 
3. что. Травлением сделать на чём-л. узор, изображение и т.п. В. надпись на металлической табличке.
4. что. Погубить, истребить пастьбой скота; произвести потраву чего-л. Вытравить посевы.
5. кого (что). Выгнать травлей. В. зверя в лесу.
6. Устранить, искоренить полностью. В. дурную привычку. В. из памяти, из сердца (полностью вычеркнуть, забыть).

Слайд 16

Память как система образов

ПАМЯТЬ

Память как система образов ПАМЯТЬ

Слайд 17

Повтор в тексте

Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему

Повтор в тексте Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на
на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.
Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
Энциклопедический словарь юного литературоведа

(35)Помню, была весна… (38)Помню, кукушка куковала… (40)Помню, несли через овраги…

Слайд 18

Лексический повтор

Лексический повтор -  это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного

Лексический повтор Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в
высказывания (предложения, абзаца, текста).
В художественном тексте лексические повторы -
это
средство создания выразительности речи: повествование становится эмоционально напряжённым;
способ актуализировать важный с точки зрения автора смысл, выраженный подтекстно;
средство цепной межфразовой связи.
«Повтор сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче».
Г.Л.Абрамович, литературовед

Слайд 19

Функции лексического повтора

Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего,

Функции лексического повтора Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего,
экспрессивного средства, заключающего в себе усилительно-градационный эффект.
Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел.
Лексические повторы способствуют лучшему пониманию заложенной автором в тексте информации, так как внимание читающего привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия новых элементов повествования, деталей обстановки, описания персонажа или новой сюжетной линии.

Слайд 20

Объясните роль предложений, разных по цели высказывания

(26)Здравствуй!
(27)Не узнала меня?
(33) Не бели,

Объясните роль предложений, разных по цели высказывания (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (33)
пожалуйста, пиджак.
44)И где ты взяла эту силу под зимним окном?
(45)Надо же так вымахать!

Слайд 24

Материалы для аргументации

Материалы для аргументации

Слайд 25

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу -
родному пепелищу, Любовь к отческим гробам. Животворящая святыня! Земля б была без них мертва. Как... пустыня И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин «Черновые наброски»

Слайд 26

«Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что

«Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было
было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.   Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.      Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас». 
В.Белов «Лад» 

Слайд 27

« … Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий,

« … Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших
вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
С.П.Чехов «Студент»

Слайд 28

Авторский финал текста

(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как

Авторский финал текста (47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как
от ядовитого дерева…
Скоро надо уезжать из Тимонихи. А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!
Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире…
В.Белов

Слайд 29

"Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную

"Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека". В.Белов «Лад»
крепость человека".
В.Белов «Лад»
Имя файла: Работаем-с-текстом-и-пишем-сочинение.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0