«Возрождение духовности»/История Иванчугских церквей/Исследовательская работа по программе«Летопись родного края»
- Главная
- Разное
- «Возрождение духовности»/История Иванчугских церквей/Исследовательская работа по программе«Летопись родного края»
Содержание
- 2. СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Краткая история рождения села. Упоминание о первой иванчугской часовни. Рождение
- 3. Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья вначале
- 4. Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти
- 5. Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги
- 6. В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по его описаниям в Иванчуге
- 7. Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю.
- 8. Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения по
- 9. Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его фотографию
- 10. В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на
- 11. Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время
- 12. Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую страницу
- 14. Скачать презентацию
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Краткая история рождения села.
Упоминание о первой иванчугской часовни.
Рождение
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Краткая история рождения села.
Упоминание о первой иванчугской часовни.
Рождение
Судьба последнего храма.
История иконы Федоровской Богоматери.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
История предков всегда любопытна для тех, кто
достоин иметь Отечество …
М.Карамзин
Слайд 3 Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты.
Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты.
С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 4 Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы.
Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы.
Слайд 5 Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже
Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже
В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой.
Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг.
К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому-либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные.
Учуги
(со старинного рисунка).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Краткая история рождения села
Слайд 6 В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и
В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и
14 октября 1636 года у него в «описании» дословно записано следующее: «После обеда достигли мы часовни Иванчуг, в тридцати верстах от Астрахани. За этой часовней находится главное место рыболовства, называемое учуг и принадлежащее Троицкому монастырю в Астрахани».
Это свидетельство очевидца дает неопровержимое доказательства лишь того, что первая часовня в Иванчуге была построена не позже 1663 года, и нисколько не опровергает того мнения, что эта или такая же часовня существовала здесь гораздо раньше, только не было путешественника или кого-либо еще, который бы записал о ней в свой дневник.
2.Упоминание о первой иванчугской часовни.
Слайд 7 Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг
Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг
Этот храм существовал до 1797 года. Сначала он стоял при учуге на столбах – сваях. Затем, когда здание пришло в негодность из-за постоянного затопления водой, священники обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении построить новый храм. После долгого ожидания было получено разрешение. В нем было сказано: «Состоящую при астраханской Троицкой церкви приделанную Харлампиевскую церковь, как ненужную, перенести на Иванчугский учуг и поставить там на Канычинском бугре во имя св. Троицы, а старую разломать и употребить на ограду».
3. Рождение храмов.
Слайд 8 Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году
Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году
С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов».
Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери.
Фрагмент панорамы.
Слайд 9 Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов,
Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов,
Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня.
В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа.
Троицкая церковь
в селе Иванчуг.
4.Судьба последнего храма.
Слайд 10 В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении
В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении
В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году.
Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии.
Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви.
Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии.
По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году.
Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний.
5. История иконы Федоровской Богоматери.
Слайд 11 Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в
Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в
Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края.
Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно.
Слайд 12 Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось
Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать.
Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях.
И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ