Слайд 2Цель исследовательской работы: изучение орнаментальных образов верхнего мира в искусстве головных повязок
эвенков.
Задачи исследования:
определение значения головных повязок в качестве обереговых вещей;
изучение видов головных повязок и их структуры;
исследование символического значения орнаментов на повязках и медальонах, украшающих головные обручи;
создание авторского варианта головной повязки по мотивам эвенкийской культуры
Слайд 3Актуальность исследования:
Изучение темы на практике. Создание предмета материальной культуры эвенков (элементов эвенкийской
одежды) и анализ созданного изделия с точки зрения орнаментального наследия.
Слайд 4Введение
Территория Амурской области пропитана духом эвенкийской культуры. Культура эвенков вводит человека в
мир гармоничных отношений человека и природы, она богата интересными традициями и несёт мудрость таёжных людей, неприхотливых в быту, немногословных и любящих труд.
Слайд 5Орнаментальное воплощение Верхнего мира эвенков
Амурский орнамент отражает общие культурные понятия коренного
народа нашего края, его самобытный опыт.
В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Они показывали связь трех миров и их взаимопроникновение, помощь друг другу через мир богов (верхний мир), людей (средний мир) и их предков (нижний мир).
Слайд 6В орнаменте эвенкийских изделий часто используются образы верхнего мира - солнце, луна,
звезды (в форме кругов и снежинок)
Слайд 7У Селемджинских эвенков Амурской области в качестве образа верхнего мира выступала не
птица гагара, а образ белого оленя и белой горы, которые являлись символами святости, чистоты, высшего знания, носителями части божества среди людей.
Слайд 8Искусство головных украшений эвенков началось с глубокой древности. Причиной создания многочисленных повязок-ободков
стала вера древних народов в обереговую силу головного украшения в виде круга. Раньше человек всегда ассоциировался с храмом, а его голова понималась как купол, святая святых, которая требовала особой защиты. Именно таким подходом можно объяснить большое разнообразие головных повязок эвенков и их интересную конструкцию.
Слайд 9В результате проанализированных фотографий, был сделан вывод, что у эвенков существует три
вида головных украшений: ободки, повязки с медальонами и подвесками, а также повязки-шапочки.
Слайд 10Мужчины чаще всего использовали простые повязки-ободки из кожи, иногда декорируя их бахромой.
Женщины могли носить все типы повязок. При этом повязка-шапочка представляла собой повязку, к которой крепились одна-две или более (до шести) полосок или бисерных нитей. При перекрещивании на голове они образовывали что-то наподобие шапочки, которая могла делиться на 2, 3, 4, 6, 8, 10 или 12 сегментов.
Слайд 11любые типы повязок могли использоваться в различных ритуалах, на праздниках, в том
числе они носились и самим шаманом. Как правило, он одевал повязку-шапочку, в которой крепились две перекрещивающиеся полосы в виде креста.
Слайд 12
В эвенкийском декоративно-прикладном искусстве существует более десяти типов головных повязок:
- повязка-обруч с
медальоном по центру;
Слайд 13повязка-обруч с медальонами по краям и подвесками;
- повязка-обруч с височными украшениями;
Слайд 14- повязка-обруч с подвесками в виде нитей и подвесками-кольцами;
- повязка-обруч с медальоном
и височными украшениями в виде меховых шариков;
- повязка-обруч с короной и подвесками из бересты (якутские эвенки);
Слайд 15- шапочка с медальоном и височными украшениями в виде плоских розетов;
- шапочка
с медальоном и подвесками.
Слайд 16Символика цвета в эвенкийском орнаменте головных украшений
Защитную роль в орнаменте эвенков играет
и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега.
Соответственно в цветовой палитре наиболее часто встречаются: желтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зеленый и белый, черный, голубой, розовый цвета.
Слайд 17 В орнаменте эвенкийских головных повязок часто используется образ верхнего мира –
солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать звезды и планеты (полярная звезда и Венера).
Образ солнца часто располагался на головной повязке в области середины лба, с боков или на концах височных подвесок. Например, головная повязка с одним медальоном по центру обозначает солнце в зените, с двумя медальонами по краям – солнце на восходе и закате. Повязки с медальоном на лбу и на височных подвесках изображают три фазы солнца: на восходе, в зените и на закате.
Слайд 18Особенный интерес представляет декор медальонов эвенкийских головных повязок . На них могли
изображаться звёзды, снежинки, круги и др. Например, звезда издавна служила символом вечности, а позднее символом высоких стремлений, идеалов. Излюбленным образом звезды у эвенков является восьмилучевая звезда, которая ассоциируется с планетой Венерой (по преданию эвенков Венера – прародина эвенкийского народа).
Слайд 20Результаты работы
В результате исследования данной темы была создана головная повязка в
технике вышивки бисером, представляющая собой обруч с медальоном.
На созданном головном украшении изображено солнце в движении (восход, зенит, закат, надир (ночное, скрытое солнце).
Слайд 21В центре головной повязки расположен медальон, символизирующий образ священной планеты Венеры, которая,
по легендам эвенков, считается их прародиной.
По традициям эвенков Венера изображается в виде восьмилучевой звезды (8 – символ Венеры). Розовый, красный и жёлтый цвет на медальоне символизируют силу Венеры (её материнское начало и любовь (розовый), свет (жёлтый) и её духовную природу (красный)).
Слайд 23Вывод
В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии
создания традиционных эвенкийских головных повязок.
Разработано содержание головной повязки, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа.
Создано декоративное изделие – женская головная повязка по мотивам эвенкийских головных украшений, работа над которой позволила на практике понять специфику и сложность вышивки бисером у эвенков.
Слайд 24Список используемой литературы
В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет:
Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007 г.
Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. – Л.: Аврора, 1974 г.
Евдокимов. Амурские эвенки. – Благовещенск, 1967 г.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980 г.
Мазин А.И. быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец 19 – начало 20 в.). – Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1992 г.
Подмаскин В.В. Эвенкийская космография. // Приамурье – форпост России на дальневосточных рубежах. Материалы региональной научно-практической конференции 24-25 октября 2006 г. Амурский областной краеведческий музей.