1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- при

Содержание

Слайд 2

Цель исследовательской работы: изучение орнаментальных образов верхнего мира в искусстве головных повязок

Цель исследовательской работы: изучение орнаментальных образов верхнего мира в искусстве головных повязок
эвенков.
Задачи исследования:
определение значения головных повязок в качестве обереговых вещей;
изучение видов головных повязок и их структуры;
исследование символического значения орнаментов на повязках и медальонах, украшающих головные обручи;
создание авторского варианта головной повязки по мотивам эвенкийской культуры

Слайд 3

Актуальность исследования:

Изучение темы на практике. Создание предмета материальной культуры эвенков (элементов эвенкийской

Актуальность исследования: Изучение темы на практике. Создание предмета материальной культуры эвенков (элементов
одежды) и анализ созданного изделия с точки зрения орнаментального наследия.

Слайд 4

Введение

Территория Амурской области пропитана духом эвенкийской культуры. Культура эвенков вводит человека в

Введение Территория Амурской области пропитана духом эвенкийской культуры. Культура эвенков вводит человека
мир гармоничных отношений человека и природы, она богата интересными традициями и несёт мудрость таёжных людей, неприхотливых в быту, немногословных и любящих труд.

Слайд 5

Орнаментальное воплощение Верхнего мира эвенков

Амурский орнамент отражает общие культурные понятия коренного

Орнаментальное воплощение Верхнего мира эвенков Амурский орнамент отражает общие культурные понятия коренного
народа нашего края, его самобытный опыт.
В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Они показывали связь трех миров и их взаимопроникновение, помощь друг другу через мир богов (верхний мир), людей (средний мир) и их предков (нижний мир).

Слайд 6

В орнаменте эвенкийских изделий часто используются образы верхнего мира - солнце, луна,

В орнаменте эвенкийских изделий часто используются образы верхнего мира - солнце, луна,
звезды (в форме кругов и снежинок)

Слайд 7

У Селемджинских эвенков Амурской области в качестве образа верхнего мира выступала не

У Селемджинских эвенков Амурской области в качестве образа верхнего мира выступала не
птица гагара, а образ белого оленя и белой горы, которые являлись символами святости, чистоты, высшего знания, носителями части божества среди людей.

Слайд 8

Искусство головных украшений эвенков началось с глубокой древности. Причиной создания многочисленных повязок-ободков

Искусство головных украшений эвенков началось с глубокой древности. Причиной создания многочисленных повязок-ободков
стала вера древних народов в обереговую силу головного украшения в виде круга. Раньше человек всегда ассоциировался с храмом, а его голова понималась как купол, святая святых, которая требовала особой защиты. Именно таким подходом можно объяснить большое разнообразие головных повязок эвенков и их интересную конструкцию.

Слайд 9

В результате проанализированных фотографий, был сделан вывод, что у эвенков существует три

В результате проанализированных фотографий, был сделан вывод, что у эвенков существует три
вида головных украшений: ободки, повязки с медальонами и подвесками, а также повязки-шапочки.

Слайд 10

Мужчины чаще всего использовали простые повязки-ободки из кожи, иногда декорируя их бахромой.

Мужчины чаще всего использовали простые повязки-ободки из кожи, иногда декорируя их бахромой.
Женщины могли носить все типы повязок. При этом повязка-шапочка представляла собой повязку, к которой крепились одна-две или более (до шести) полосок или бисерных нитей. При перекрещивании на голове они образовывали что-то наподобие шапочки, которая могла делиться на 2, 3, 4, 6, 8, 10 или 12 сегментов.

Слайд 11

любые типы повязок могли использоваться в различных ритуалах, на праздниках, в том

любые типы повязок могли использоваться в различных ритуалах, на праздниках, в том
числе они носились и самим шаманом. Как правило, он одевал повязку-шапочку, в которой крепились две перекрещивающиеся полосы в виде креста.

Слайд 12

В эвенкийском декоративно-прикладном искусстве существует более десяти типов головных повязок:
- повязка-обруч с

В эвенкийском декоративно-прикладном искусстве существует более десяти типов головных повязок: - повязка-обруч с медальоном по центру;
медальоном по центру;

Слайд 13

повязка-обруч с медальонами по краям и подвесками;
- повязка-обруч с височными украшениями;

повязка-обруч с медальонами по краям и подвесками; - повязка-обруч с височными украшениями;

Слайд 14

- повязка-обруч с подвесками в виде нитей и подвесками-кольцами;
- повязка-обруч с медальоном

- повязка-обруч с подвесками в виде нитей и подвесками-кольцами; - повязка-обруч с
и височными украшениями в виде меховых шариков;
- повязка-обруч с короной и подвесками из бересты (якутские эвенки);

Слайд 15

- шапочка с медальоном и височными украшениями в виде плоских розетов;
- шапочка

- шапочка с медальоном и височными украшениями в виде плоских розетов; -
с медальоном и подвесками.

Слайд 16

Символика цвета в эвенкийском орнаменте головных украшений

Защитную роль в орнаменте эвенков играет

Символика цвета в эвенкийском орнаменте головных украшений Защитную роль в орнаменте эвенков
и символика цвета. В цветовой гамме узоров этого народа обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега.
Соответственно в цветовой палитре наиболее часто встречаются: желтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зеленый и белый, черный, голубой, розовый цвета.

Слайд 17

В орнаменте эвенкийских головных повязок часто используется образ верхнего мира –

В орнаменте эвенкийских головных повязок часто используется образ верхнего мира – солнце.
солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать звезды и планеты (полярная звезда и Венера).
Образ солнца часто располагался на головной повязке в области середины лба, с боков или на концах височных подвесок. Например, головная повязка с одним медальоном по центру обозначает солнце в зените, с двумя медальонами по краям – солнце на восходе и закате. Повязки с медальоном на лбу и на височных подвесках изображают три фазы солнца: на восходе, в зените и на закате.

Слайд 18

Особенный интерес представляет декор медальонов эвенкийских головных повязок . На них могли

Особенный интерес представляет декор медальонов эвенкийских головных повязок . На них могли
изображаться звёзды, снежинки, круги и др. Например, звезда издавна служила символом вечности, а позднее символом высоких стремлений, идеалов. Излюбленным образом звезды у эвенков является восьмилучевая звезда, которая ассоциируется с планетой Венерой (по преданию эвенков Венера – прародина эвенкийского народа).

Слайд 20

Результаты работы

В результате исследования данной темы была создана головная повязка в

Результаты работы В результате исследования данной темы была создана головная повязка в
технике вышивки бисером, представляющая собой обруч с медальоном.
На созданном головном украшении изображено солнце в движении (восход, зенит, закат, надир (ночное, скрытое солнце).

Слайд 21

В центре головной повязки расположен медальон, символизирующий образ священной планеты Венеры, которая,

В центре головной повязки расположен медальон, символизирующий образ священной планеты Венеры, которая,
по легендам эвенков, считается их прародиной.
По традициям эвенков Венера изображается в виде восьмилучевой звезды (8 – символ Венеры). Розовый, красный и жёлтый цвет на медальоне символизируют силу Венеры (её материнское начало и любовь (розовый), свет (жёлтый) и её духовную природу (красный)).

Слайд 23

Вывод

В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии

Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и
создания традиционных эвенкийских головных повязок.
Разработано содержание головной повязки, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа.
Создано декоративное изделие – женская головная повязка по мотивам эвенкийских головных украшений, работа над которой позволила на практике понять специфику и сложность вышивки бисером у эвенков.

Слайд 24

Список используемой литературы

В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет:

Список используемой литературы В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80
Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом Приамурские ведомости, 2007 г.
Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. – Л.: Аврора, 1974 г.
Евдокимов. Амурские эвенки. – Благовещенск, 1967 г.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М.: Просвещение, 1980 г.
Мазин А.И. быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец 19 – начало 20 в.). – Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1992 г.
Подмаскин В.В. Эвенкийская космография. // Приамурье – форпост России на дальневосточных рубежах. Материалы региональной научно-практической конференции 24-25 октября 2006 г. Амурский областной краеведческий музей.
Имя файла: 1-Дробинская-Ольга-Верхний-мир-эвенков-в-искусстве-головных-повязок-Творческая-группа-«Авангард»-специальность-«Декоративно--при.pptx
Количество просмотров: 503
Количество скачиваний: 7