3 Психология

Содержание

Слайд 2

Искусство – это духовное освоение и познание мира, целью которого является развитие

Искусство – это духовное освоение и познание мира, целью которого является развитие
творческих способностей, творческого изменения себя, окружающего мира, изменения себя и окружающих по законам красоты.

Слайд 4

https://youtu.be/qg8eVfKUMiM
РАХМАНИНОВ Весна

https://youtu.be/KoBbD2-1Zdc
Чайковский Март

Искусство всегда персонально, личностно, душевно.
Одинаковые темы решаются абсолютно неповторимо

https://youtu.be/qg8eVfKUMiM РАХМАНИНОВ Весна https://youtu.be/KoBbD2-1Zdc Чайковский Март Искусство всегда персонально, личностно, душевно. Одинаковые
индивидуально

Слайд 5

Лермонтов М. Ю.
Весна
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей

Лермонтов М. Ю. Весна Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда
местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
1830

Александр Пушкин
Весна, весна, пора любви…
Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Как чуждо сердцу наслажденье… Все, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье.
Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей.
1827
Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Слайд 6

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности,

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и
обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность.

Слайд 7

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе,
сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

Слайд 8

Психология художественного творчества изучает
закономерности художественной деятельности,
особенности художественного мышления,
психологические механизмы создания художественного

Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы
образа и его восприятия,
психические состояния в процессе творчества,
личность художника и его способности.

Слайд 10

История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
Успехи общей психологии
Концепция сознания и

История психологии творчества Оформлению психологии творчества как науки способствовали: Успехи общей психологии
познания Э.Маха и Э.Гартмана
Философское течение итуитивизма А.Брегстона
Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)

Слайд 11

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:
Идея Гартмана о приоритете бессознательного

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи: Идея Гартмана о приоритете
в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».
Основное сочинение — «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902, в 2010 г. переиздана издательством «УРСС»), в котором он предпринял попытку объединить в связную теорию и проанализировать различные представления о феномене бессознательного.

ЭДУАРД ФОН ГАРТМАН 1842-1906

Слайд 12

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

Результаты эмпирического исследования Гартман выражает

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи: Результаты эмпирического исследования Гартман
в следующих положениях:
«бессознательное» образует и сохраняет организм, исправляет внутренние и внешние его повреждения;
«бессознательное» даёт в инстинкте каждому существу то, в чём оно нуждается для своего сохранения и для чего недостаточно его сознательного мышления, например, человеку — инстинкты для понимания чувственного восприятия, для образования языка и общества и мн. др.;
«бессознательное» сохраняет человеческий род посредством полового влечения и материнской любви;
«бессознательное» часто управляет человеческими действиями посредством чувств и предчувствий там, где им не могло бы помочь полное сознательное мышление;
«бессознательное» своими внушениями в малом, как и в великом, способствует сознательному процессу мышления и ведёт человека в мистике к предощущению высших сверхъестественных единств;
оно же, наконец, одаряет людей чувством красоты и художественным творчеством.

Слайд 13

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

Идея роли наследственности в развитии

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи: Идея роли наследственности в
творческой одаренности.
Сэр Фрэнсис Гальтон (1822 — 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.
Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству.
В предисловии к книге "Наследственность таланта" Гальтон пишет: "... я объявляю притязание на то, что я первый пытался разработать этот предмет статистически, пришел к таким результатам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к изучению наследственности "закон уклонения от средних величин".
В исследовании он бегло проследил родство почти четырехсот знаменитых людей различных периодов истории.

Слайд 14

О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается

О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается
предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.
Че́заре Ломбро́зо (итал. Cesare Lombroso; 6 ноября 1835, Верона, Австрийская империя — 19 октября 1909, Турин, Италия) — итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

Слайд 17

Существует ли сюрреализм в музыке?

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
ДДИЛАН ТОМАС (1914-1953) (
ЯНВАРЬ БИНТУЕТ РАНЕНУЮ ЛАПУ Январь

Существует ли сюрреализм в музыке? СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ДДИЛАН ТОМАС (1914-1953)
бинтует раненую лапу, Январь-воришка прячет бриллиант заката, замирив его багровой кровью. День исписался, проронив стихи, И те артачатся, как конь пред бездной ночи. А завтра эта рана станет глазом: вверх по щеке взбежит росинка, как слезка, у которой поменялись планы
ДИЛАН ТОМАС

Слайд 18

Сюрреалисти́ческая му́зыка (англ. Surrealist music) — направление в музыке, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции.
Сюрреалистическая музыка

Сюрреалисти́ческая му́зыка (англ. Surrealist music) — направление в музыке, сформировавшееся к началу
характеризуется парадоксальным сочетанием различных музыкальных форм и стилей, а также использованием неожиданных звуковых аллюзий.
Теодор Адорно определяет сюрреалистическую музыку как «совмещение исторически девальвированных музыкальных фрагментов посредством такого их монтажа, который позволяет придать им смыслы в рамках нового эстетического единства».
В качестве наиболее характерных эстетических атрибуций сюрреалистической музыки критики чаще всего упоминают чистый психический автоматизм, неидиоматическую импровизационность и коллажность.

https://www.youtube.com/watch?v=Ilmo2zXykoI
«Андалузский пёс» (фр. Un chien andalou) — 16-минутный сюрреалистический немой фильм испанского режиссёра Луиса Бунюэля и испанского художника Сальвадора Дали. Первоначально был выпущен к ограниченному показу в Париже в 1929 году, но, став популярным, оставался в прокате восемь месяцев. Является одним из наиболее известных сюрреалистических фильмов «авангарда» 1920-х. Следующий фильм Бунюэля «Золотой век» (Âge d’or, 1930) считается стилистическим продолжением «Андалузского пса».

Слайд 19

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
НАСЛЕДСТВЕННОЕ
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ

Слайд 20

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества. Закрывается основанная в

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества. Закрывается основанная
1923г. Государственная академия художественных наук.
В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского.
В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».

Слайд 21

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:
Институт творчества в Беркли (Калифорния)
Сборники

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.: Институт творчества в Беркли
статей под общим названием «Одаренные и талантливые»
Разработка тестов, диагностирующих творческие способности
Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)
Идеи о самоценности личности, ее уникальности, о внутренней свободе как обязательном условии гармонии человека и его окружения
Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)
Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.

Слайд 22

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА И ПСИХОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ???
1.
2.
3.
4.
5.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА И ПСИХОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ???
Имя файла: 3-Психология.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 1