Абрамцевский кружок

Содержание

Слайд 2

Что это?

Абрамцевский художественный кружок (мамонтовский кружок) — неформальное объединение русской интеллигенции (художников,

Что это? Абрамцевский художественный кружок (мамонтовский кружок) — неформальное объединение русской интеллигенции
музыкантов, театральных деятелей и др.). Просуществовал с 1878 по 1893 год в Абрамцево. Кружок задуман в 1872 году в Риме.
Развивался в Абрамцево — усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова, расположенной близ Сергиева Посада.
Абрамцево было уникальной творческой лабораторией, в которой многие художники раскрыли новые грани своего таланта.
Именно здесь второе рождение получили некоторые народные ремёсла, сформировался русский модерн.

Музей в Абрамцево

Слайд 3

Предприниматель Савва Мамонтов до безумия любил искусство и мечтал сделать так, чтобы

Предприниматель Савва Мамонтов до безумия любил искусство и мечтал сделать так, чтобы
русская история, культура и природа нашли достойное отражение в работах его современников, вдохнуть новую жизнь в традиции народного творчества. Идея формирования кружка для избранных пришла к Мамонтову во время пребывания в Италии, где он познакомился с «русскими римлянами» — скульптором Марком Антокольским, художником Василием Поленовым и историком искусства Адрианом Праховым.

Савва Мамонтов

История создания

Слайд 4

История создания

По возвращении на родину Мамонтов написал Поленову: «Вы не сделаете ошибки,

История создания По возвращении на родину Мамонтов написал Поленову: «Вы не сделаете
если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». Так и поступили. Очень быстро его усадьба Абрамцево, расположенная в живописном месте неподалёку от Сергиева Посада, стала центром притяжения интеллигенции второй половины XIX века,
«местом силы».
Помимо «русских римлян», в Абрамцеве регулярно и подолгу бывали Валентин Серов, Константин Коровин, Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Мария Якунчикова, Исаак Левитан и многие другие.

С.И. Мамонтов, И.С. Остроухов, М.М. Антокольский, П.А. Спиро, В.Д. Поленов и В.А. Серов.

Слайд 5

Эскиз церкви Спаса Нерукотворного

"Избушка на курьих ножках" Работа Михаила Врубеля

В Абрамцеве витал дух

Эскиз церкви Спаса Нерукотворного "Избушка на курьих ножках" Работа Михаила Врубеля В
эпохи Возрождения с его homo universalis —
«универсальным человеком», чьи интересы и деятельность не ограничены какой-то определённой сферой. Это из области «и швец, и жнец, и на дуде игрец» в самом

хорошем смысле.

Так, к примеру, Илья Репин активно занимался скульптурой, Михаил Врубель рисовал эскизы для изразцов, а Виктор Васнецов разработал колоритные декорации для абрамцевского домашнего спектакля «Снегурочка» и создал проекты «Избушки на курьих ножках» и сказочной усадебной церкви.

Ренессансное Абрамцево

Слайд 6

В Абрамцеве существовало несколько мастерских — гончарная, вышивальная, резчицко-столярная. В них художники

В Абрамцеве существовало несколько мастерских — гончарная, вышивальная, резчицко-столярная. В них художники
занимались возрождением полузабытых русских ремёсел, на деле применяя знания, полученные во время экспедиций на Русский Север. Эти поездки также финансировал Мамонтов.
Жбан в виде петуха Камин "Микула Селянинович и Вольга"

Ренессансное Абрамцево

Слайд 7

Рождение шедевров

В абрамцевской «арт- резиденции», как назвали бы её в XXI веке,

Рождение шедевров В абрамцевской «арт- резиденции», как назвали бы её в XXI
было создано огромное количество шедевров, которые сегодня являются гордостью ведущих музеев изобразительного искусства. Виктор Васнецов нашёл в окрестностях усадьбы натуру для «Алёнушки», а образ Алёши Поповича для
«Богатырей» списал с сына Мамонтова Андрея.
"Алёнушка"

"Богатыри"

Слайд 8

Абрамцевский пейзаж фигурирует и в известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Прототипом

Абрамцевский пейзаж фигурирует и в известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
же главного героя стала случайно встреченная на улице девочка.

«Видение отроку Варфоломею»

Рождение шедевров

Слайд 9

Серов Валентин Александрович

Родился в Петербурге. Учился у частных преподавателей, в том числе

Серов Валентин Александрович Родился в Петербурге. Учился у частных преподавателей, в том
в Мюнхене, и в Академии художеств в Петербурге. Живописец, график, художник декоративно- прикладного искусства, театральный художник, педагог. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Общества художников в Мюнхене.
Действительный член Академии художеств. Участник Мамонтовского художественного кружка со времени его основания.
В Абрамцеве занимался живописью, графикой, работал в керамической мастерской, участвовал в любительских спектаклях как художник и актер. Сотрудничал с Русской частной оперой С. И. Мамонтова в качестве художника- декоратора. В Музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся живописные и графические работы В. А. Серова,

произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные по эскизам художника.

Автопортрет В. А. Серова

Слайд 10

Серов – единственный из больших художников, кому посчастливилось попасть в усадьбу мецената

Серов – единственный из больших художников, кому посчастливилось попасть в усадьбу мецената
Саввы Мамонтова еще в детстве. Рисовать он начал чрезвычайно рано: уже в 9 лет ему даёт уроки Репин. Тем временем Елизавета Григорьевна Мамонтова знакомится с матерью Серова – музыкантшей и волевой женщиной с независимыми взглядами и твёрдым характером. Её сын Валентин – ровесник старших сыновей Мамонтовых, и очень скоро мальчик становится в Абрамцеве своим. Серов очень привязался к Елизавете Григорьевне Мамонтовой, называя её
«второй матерью».

Серов В.А.

Е. Г. Мамонтова (В. А. Серов)

Слайд 11

Серов В.А.

В Абрамцево Серов не перестаёт рисовать – сама атмосфера к этому

Серов В.А. В Абрамцево Серов не перестаёт рисовать – сама атмосфера к
располагает: тут все рисуют, все всё время заняты делом. «Ах! Нарисовал портрет Антокольского, сейчас буду хвастать, – сообщает Серов своей будущей жене Ольге Трубниковой, – рисовали мы, Васнецов и я с Антокольского портрет, и представь, у меня лучше. Строже, манера хорошая и похож, если и не совсем, то, во всяком случае, похожее "васнецовского". Репин в одном из писем совершенно спокойно сообщает, что портретные наброски Серова – лучше, чем у него, Репина.

Портрет А.А. Глазунова
(В. А. Серов)

Слайд 12

Вера Мамонтова

"Девочка с персиками"

В доме Мамонтова молодым Серовым была написана
«Девочка с персиками»

Вера Мамонтова "Девочка с персиками" В доме Мамонтова молодым Серовым была написана
— портрет
12-летней Верочки Мамонтовой.
В Третьяковскую галерею картина «Девочка с персиками» попала в 1929 году, ее купили у А. С. Мамонтовой. В музее- усадьбе в Абрамцево висит копия работы Валентина Серова.

Серов В.А.

Слайд 13

Серов В.А.

"Летом"

"Натурщица"
Портрет К.А. Обнинской с зайчиком

Серов В.А. "Летом" "Натурщица" Портрет К.А. Обнинской с зайчиком

Слайд 14

А еще в Абрамцеве у Серова открылся незаурядный актёрский талант. Сергей Саввич

А еще в Абрамцеве у Серова открылся незаурядный актёрский талант. Сергей Саввич
Мамонтов вспоминал: «В библейской драме «Иосиф», будучи 15 лет от роду, он великолепно сыграл измаильтянского купца, – вложил в воплощаемую фигуру мельчайшие бытовые черты Востока, которые мог тогда угадать только инстинктом. В этой же пьесе Валентин Александрович изображал египетского цередворца.
Даже центральная роль Фараона, исполнявшаяся очень красивой девушкой, побледнела рядом с характерной фигурой Серова».
«Театр, репетиции, водевиль, обольстительные танцы, которые я устраиваю, одним словом, черт знает, что такое», – живописал Серов в письме невесте свои обычные занятия в Абрамцеве.

Серов В.А.

Василий Поленов. Эскиз декорации к спектаклю «Иосиф»