Афанасий Фет

Содержание

Слайд 2

Ясинская Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайд 3

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

Слайд 4

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слёзы;

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слёзы; И заря, заря! 1850
И заря, заря! 1850

Слайд 5

Восприятие стихотворения

Что непонятно?
Что увидели?
Что услышали?
Что почувствовали?

Восприятие стихотворения Что непонятно? Что увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Слайд 6

Странности текста

Что в тексте показалось необычным?
Что необычно с точки зрения синтаксиса?
Что необычно

Странности текста Что в тексте показалось необычным? Что необычно с точки зрения
с точки зрения морфологии?

Слайд 7

Синтаксис

Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Синтаксис Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Слайд 8

Морфология

В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

Морфология В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

Слайд 9

Языковая композиция текста

Какие имена существительные указывают на природу?
Какие имена существительные

Языковая композиция текста Какие имена существительные указывают на природу? Какие имена существительные
указывают на состояние человека?
Сделайте вывод.

Слайд 10

Природа

Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени,

Природа Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени,
в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.

Слайд 11

Человек

Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Человек Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Слайд 12

Вывод

Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.

Вывод Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.
В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.

Слайд 13

Первая строфа

Какова микротема?
Какие краски? Почему?
Какие звуки? Почему?
Какие

Первая строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какие средства художественной выразительности использует поэт?
средства художественной выразительности использует поэт?

Слайд 14

Микротема - 1

Свидание влюблённых вечером у ручья.

Микротема - 1 Свидание влюблённых вечером у ручья.

Слайд 15

Краски - 1

Неяркие краски, потому что уже вечер.

Краски - 1 Неяркие краски, потому что уже вечер.

Слайд 16

Звуки - 1

Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

Звуки - 1 Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

Слайд 17

Тропы - 1

Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.

Тропы - 1 Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.

Слайд 18

Вторая строфа

О чём идёт речь?
Какие звуки?
Какие краски? Почему?
Какова

Вторая строфа О чём идёт речь? Какие звуки? Какие краски? Почему? Какова роль эпитетов?
роль эпитетов?

Слайд 19

Микротема - 2

Ночь, которую проводят влюблённые.

Микротема - 2 Ночь, которую проводят влюблённые.

Слайд 20

Звуки - 2

Тишина

Звуки - 2 Тишина

Слайд 21

Краски - 2

Нет цветовых определений, потому что темно.

Краски - 2 Нет цветовых определений, потому что темно.

Слайд 22

Тропы - 2

Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.

Тропы - 2 Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.

Слайд 23

Третья строфа

Какова микротема?
Какие краски? Почему?
Какие звуки? Почему?
Какова роль

Третья строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какова роль
средств художественной выразительности?
Сделайте вывод.

Слайд 24

Микротема - 3

Утро, расставание влюблённых.

Микротема - 3 Утро, расставание влюблённых.

Слайд 25

Краски - 3

Яркие тона, восход солнца.

Краски - 3 Яркие тона, восход солнца.

Слайд 26

Звуки - 3

Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

Звуки - 3 Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

Слайд 27

Тропы - 3

Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.

Тропы - 3 Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.

Слайд 28

Вывод

Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые,

Вывод Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые,
неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

Слайд 29

Время и действие

В стихотворении глаголов нет, а действие есть.
Как

Время и действие В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор
автор этого добивается?
Какова временная характеристика?

Слайд 30

Движение

В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».

Движение В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».

Слайд 31

Время

Вечер, ночь, утро.

Время Вечер, ночь, утро.

Слайд 32

Ритмический рисунок стихотворения

Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа

Ритмический рисунок стихотворения Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа
на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная .Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная.
Сделайте вывод.

Слайд 33

Вывод

Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5

Вывод Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5
и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.

Слайд 34

Особенности композиции стихотворения

В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы:

Особенности композиции стихотворения В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы:
в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
Сделайте вывод.

Слайд 35

Вывод

Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом

Вывод Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом
и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.

Слайд 36

Литература

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
Лотман Ю.М.

Литература Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М.
В школе поэтического слова. – М.,1988
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Имя файла: Афанасий-Фет.pptx
Количество просмотров: 117
Количество скачиваний: 0