Акира Куросава: Жизнь и творчество

Содержание

Слайд 2

Ранние годы

Акира Куросава был самым младшим из восьми детей в семье Исаму

Ранние годы Акира Куросава был самым младшим из восьми детей в семье
и Симы Куросавы. В раннем детстве он обнаружил склонность к занятию искусством. Вершиной его достижений в этой области была написанная им картина «Сэйбуцу», принятая на выставку «Ника-тэн» в 1928 году. Не сумев поступить в колледж, Куросава, когда ему уже было за 20 лет, решил заняться кино, начав работать ассистентом режиссёра Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирме PCL «Фото кемикл лабораториз» (впоследствии известной как «Toho Studios»).

Слайд 3

Первые фильмы

Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность участвовать

Первые фильмы Через семь лет работы ассистентом режиссёра Куросава впервые получил возможность
в создании фильма более основательно — для картины «Гений дзюдо» (яп. 姿三四郎 Сугата Сансиро, 1943) сценарий он написал сам. Фильм рассказывал о развитии дзюдо в стране в конце XIX века. Затем последовали ещё десять фильмов, в том числе «Самые красивые» (яп. 一番美しく Итибан уцукусику, 1944), «Гений дзюдо II» (яп. 續姿三四郎 Дзоку Сугата Сансиро, 1945) и «Пьяный ангел» (яп. 醉いどれ天使 Ёидорэ тэнси, 1948). Это была первая совместная работа Куросавы с молодым актёром Тосиро Мифунэ.

Слайд 4

Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году на

Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году на
экран фильма «Расёмон» (яп. 羅生門 Расё:мон, в ролях Тосиро Мифунэ и Такаси Симура), поставленного по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще», снятого в жанре «дзидайгэки» (фильмы о воинах феодальной Японии — самураях). Оценки критиков во всём мире были более чем доброжелательные. Этот фильм, тщательно спланированный и наполненный философским смыслом, перенося зрителя в прошлое и будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырёх точек зрения. О появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом этого фильма на кинофестивале в Венеции — получением Гран-При «Золотой Лев» и специальной премии Американской Академии Киноискусства «Оскар» (1951) за лучший иностранный фильм года.

«Расёмон»

Слайд 5

«Идиот»

В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku (первым

«Идиот» В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku
был фильм «Скандал»). Фильмом стала одноименная японская киноадаптация романа Федора Достоевского «Идиот». Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и продолжаться 265 минут экранного времени. Фильм полностью снимался в студии (в связи с пожеланием режиссера). Но после съемок студия посчитала фильм слишком длинным и заставила режиссера перемонтировать и сократить фильм до 166 минут.
Позже Акира Куросава говорил о фильме:
«Из всех фильмов, которые я снимал, чаще всего мне писали об этом… …Я хотел сделать «Идиота» задолго до «Расёмона». С раннего возраста я полюбил русскую литературу, но я понял, что Достоевский лучший, и я долго думал о том, что можно сделать из этой книги замечательный фильм. Достоевский всё ещё остаётся моим любимым писателем, и он единственный — как я считаю — кто правдиво писал о человеческом существовании.»

Слайд 6

«Семь самураев»

В то время как «Расёмон» был проникнут ощущением восточного мистицизма, следующий

«Семь самураев» В то время как «Расёмон» был проникнут ощущением восточного мистицизма,
международный хит — «Семь самураев» (яп. 七人の侍 Ситинин но самурай, 1954) свидетельствовал об увлечении кинорежиссёра западным обществом и его культурой. В действительности одним из великих достижений Куросавы в 1950-х годах была разработка стиля создания фильмов, стирающих границы, использования традиций восточной и западной культур и сочетание элементов высокой и популярной культур. В частности источником вдохновения стала для него западная литература.
Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки», причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он хотел сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрел на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его. При подготовке к съемкам Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.

Слайд 7

«Трон в крови»

Новая картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам

«Трон в крови» Новая картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по
«Макбета» Уильяма Шекспира носила название «Трон в крови». Куросава задумал фильм по мотивам «Макбета» ещё в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода «Расёмона», однако в 1948 году вышел в прокат «Макбет» Орсона Уэллса и Куросава решил отложить постановку на несколько лет.
Сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии Шекспира. Следует отметить, что при этом главный герой Васидзу Такэтоки (роль которого исполняет Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада) вызывает более негативные эмоции, чем Леди Макбет.
Художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием японской театральной традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актёрской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямаду изучить фотографии масок театра Но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актёры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.

Слайд 8

«На дне»

В том же году (1957), после выпуска фильма «Трон на крови»

«На дне» В том же году (1957), после выпуска фильма «Трон на
Куросава снял одноименную экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии — практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы; в остальном фильм почти везде дословно верен тексту первоисточника. По мнению Дональда Ричи, наиболее принципиальным новшеством постановки является режиссёрская трактовка: Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок.

Слайд 9

«Плохие спят спокойно»

В 1960 году на экраны выходит один из самых социально

«Плохие спят спокойно» В 1960 году на экраны выходит один из самых
острых фильмов Куросавы — «Плохие спят спокойно».Главную роль молодого юноши, мстящего за смерть своего отца, исполняет Тосиро Мифунэ. Молодой человек Коити Ниси жаждет отомстить за смерть отца, которого принудил к самоубийству вице-президент крупной земельной компании. Ради того, чтобы посадить в тюрьму соучастников преступления, Ниси использует чужие документы (Ниси — не его настоящее имя), нанимается секретарём в ту самую компанию, выходит в доверие к вице-президенту Ивабути и сыну Ивабути, даже женится на его дочери Ёсико. Сюжет фильма отдаленно напоминает шекспировского «Гамлета», однако Виктор Распопин пишет, что фильм выворачивает «шекспирову проблематику наизнанку, ибо сила Гамлета — в его слабости, а сила Ниси — в злости, пока она у него не иссякла».

Слайд 10

«Телохранитель»

Действие фильма «Телохранитель», снятого Куросавой в 1961 году, происходит в Японии в

«Телохранитель» Действие фильма «Телохранитель», снятого Куросавой в 1961 году, происходит в Японии
середине XIX века, незадолго до реставрации Мэйдзи. В маленьком городке два бандитских клана терроризируют местных жителей. Бродяга-самурай (ронин), представившийся именем Кувабатакэ Сандзюро (его играет Тосиро Мифунэ), с помощью меча и интриги сталкивает обе банды и заставляет их уничтожить друг друга. Спокойствие в городке восстановлено, и самурай покидает его. Сюжет фильма является адаптацией двух детективных романов Дэшиела Хэммета: «Стеклянный ключ» (1931; существует одноимённая экранизация) и «Кровавая жатва» (1929).
Спагетти-вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964) повторяет сюжет «Телохранителя». Кроме сюжета, Леоне позаимствовал у Куросавы многие приёмы съёмки. В результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели римейка были вынуждены выплатить Куросаве 100 тыс. долларов и 15 % сборов от проката фильма, а также уступить права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. Фильм «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом в главной роли также повторяет сюжет «Телохранителя», но адаптирован под гангстерский боевик времен «сухого закона».

Слайд 11

Тяжёлые времена

Прославившись на Западе как мастер композиции и развития сюжета, Куросава тем

Тяжёлые времена Прославившись на Западе как мастер композиции и развития сюжета, Куросава
не менее не был столь же высоко почитаем в своей родной стране. Самое тяжёлое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колёс» (яп. どですかでん До-дэсу-ка-дэн, 1970) он попытался покончить с собой. Несмотря на то, что «Под стук трамвайных колес» был первым цветным фильмом Куросавы, в советский прокат он был выпущен черно-белым и сокращен на 40 минут.

Слайд 12

«Ещё нет»

В 1993 году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет» (яп.

«Ещё нет» В 1993 году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё
まあだだよ Ма:да да ё). Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккэна Утиды (1889—1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отошедший от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все его ученики ввели традицию — каждый год отмечать праздник «Еще нет» в день рождения старика.
Основная заслуга Акиры Куросавы состоит в том, что он сблизил в искусстве кино традиции Востока и Запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие. В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.

Слайд 13

Смерть

Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая,

Смерть Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе
в возрасте 88 лет.
Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя» (яп. 雨あがる Амэ агару), в этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноимённой короткой повести Сюгоро Ямамото.

Признание

Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».
С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссёрам за создание картин, «наполненных гуманизмом». В 2008 году её удостоился российский режиссёр Никита Михалков.

Имя файла: Акира-Куросава:-Жизнь-и-творчество.pptx
Количество просмотров: 274
Количество скачиваний: 0