А.Н. Островский История создания пьесы «Снегурочка»

Содержание

Слайд 2

Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения.

Цели и

Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Цели и
задачи:
знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы;
выявить фольклорные источники пьесы;
раскрыть особенности конфликта пьесы.

Слайд 3

Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и

Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и
литературе всех народов мира
Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки.
Сказки бывают народные и литературные.

Сказка как жанр литературы.

Слайд 4

«Снегурочка» и русская литературная сказка.

Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень

«Снегурочка» и русская литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был
популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.

Слайд 5

Фольклорные источники «Снегурочки».

Фольклор –
1. Народное творчество.
2. Совокупность обычаев, обрядов, песен

Фольклорные источники «Снегурочки». Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов,
и других явлений народного быта.
Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу»)
Выполнить тест

Слайд 6

Проблемные вопросы.

Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны

Проблемные вопросы. Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери
и Мороза?
Что за конфликт обозначен уже в прологе?

Слайд 7

Особенности конфликта пьесы.

В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

Особенности конфликта пьесы. В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в
целое конфликта.
Первый - столкновение противоположных природных явлений -Холода и Тепла, Мороза и Ярилы.
Второй - собственное устройство царства берендеев.

Слайд 8

«Снегурочка» и русский национальный театр

«Снегурочка» и русский национальный театр

Слайд 9

«Снегурочка» и русский национальный театр

«Снегурочка» и русский национальный театр

Слайд 10

Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему

Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство
показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.

Слайд 11

В.М. Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка».

В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма

В.М. Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка». В.М. Васнецов говорил: «А эта
«Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».
В.М. Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870-1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов - нашей русской природы и человека…»

Слайд 12

Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.

Островский относит действие пьесы к «доисторическому

Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. Островский относит действие пьесы к
времени». Здесь пренебрежение к
традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются.
В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.