Содержание
- 2. Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон
- 3. Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы АНТРОПОЦЕНТРИЗМ НАТУРОЦЕНТРИЗМ
- 4. Антропоцентризм В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
- 5. Основные особенности антропоцентризма 1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно
- 6. Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт) 1. Бог ⎯ царство священного и таинственного ⎯
- 7. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы» (на рубеже XIX и
- 8. Натуроцентризм Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в
- 9. При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто
- 10. Заключение Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Фрэнсис Бэкон
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Фрэнсис Бэкон
Слайд 3Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
НАТУРОЦЕНТРИЗМ
Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
НАТУРОЦЕНТРИЗМ
Слайд 4Антропоцентризм
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и
Антропоцентризм
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и
Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.
Слайд 5Основные особенности антропоцентризма
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное
Основные особенности антропоцентризма
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Слайд 6Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
1. Бог ⎯ царство священного
Идеи антропоцентризма в концепции христианской морали (Б. Калликотт)
1. Бог ⎯ царство священного
2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.
3. Бог предоставил человеку управление природным миром.
4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.
5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь ⎯ гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.
Слайд 7Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы»
(на
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы» (на
С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».
Слайд 8Натуроцентризм
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно
Натуроцентризм
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно
В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:
вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом
он низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни
утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе
человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий
(5 июля 1182-3 октября 1226)
Слайд 9При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них
В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин Древних извлекаю,
Ты предо мною весь ⎯ вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Связь антропоцентризма и натуроцентризма
Слайд 10Заключение
Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе
Заключение
Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе
Бродил я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.
В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
И.В. Гёте «Нашел»