Содержание
- 2. АРИСТОТЕЛЬ Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии.
- 3. АРИСТОТЕЛЬ Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие
- 4. АРИСТОТЕЛЬ В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения
- 5. Зрелые произведения Аристотеля Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических
- 6. Зрелые произведения Аристотеля Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему
- 7. АРИСТОТЕЛЬ Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем
- 8. АРИСТОТЕЛЬ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ПЕРВОНАЧАЛАХ
- 9. УЧЕНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛАХ «Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности
- 10. ФОРМАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО Форма, суть бытия и первая сущность в "Метафизике" - синонимы. "Формою я называю суть
- 11. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО Как уже отмечено, материя не может быть сущностью. Как и "форма", "материя" - латинское
- 12. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА До сих пор отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма
- 13. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в самом общем
- 15. Скачать презентацию
Слайд 2АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение,
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение,
Слайд 3АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел
Слайд 4АРИСТОТЕЛЬ
В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в
АРИСТОТЕЛЬ
В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в
Слайд 5Зрелые произведения Аристотеля
Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и
Зрелые произведения Аристотеля
Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и
Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.
Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
Слайд 6Зрелые произведения Аристотеля
Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В
Зрелые произведения Аристотеля
Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В
Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра» - ранняя перипатетическая работа.
Слайд 7АРИСТОТЕЛЬ
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к
АРИСТОТЕЛЬ
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к
Слайд 8АРИСТОТЕЛЬ
УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ПЕРВОНАЧАЛАХ
АРИСТОТЕЛЬ
УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ О ПЕРВОНАЧАЛАХ
Слайд 9УЧЕНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛАХ
«Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано
УЧЕНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛАХ
«Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано
В соответствии с этим он выделяет четыре первоначала:
1) Формальные, в которых форма проявляет себя;
2) Материальные, то, из чего, состоят вещи;
3) Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность;
4) Целевая или конечная причина.
Слайд 10ФОРМАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО
Форма, суть бытия и первая сущность в "Метафизике" - синонимы. "Формою
ФОРМАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО
Форма, суть бытия и первая сущность в "Метафизике" - синонимы. "Формою
Аристотель, говоря о сущности и сути бытия, колеблется между общим (лишь минимально общим) и отдельным. С одной стороны, он говорит, что "суть бытия и сама вещь - одно и то же", что "суть бытия есть основным образом вот эта отдельная вещь".
С другой же стороны, он оговаривается, что суть бытия и сама вещь - одно и то же лишь некоторым образом и что, как сказано выше, суть бытия является вот этой отдельной вещью лишь "основным образом". Или более ясно: "Суть бытия признается за сущность отдельной вещи". Сущность Вещи - это последнее видовое отличие и определение вещи. Определение вещи - это "формулировка, состоящая из видовых отличий, и притом - из последнего из них". Окончательный вывод Аристотеля гласит, что "суть бытия не будет находиться ни в чем, что не есть вид рода". Поэтому, когда Аристотель заявляет, что "суть бытия для тебя состоит в том, чем ты являешься сам по себе", то это надо понимать лишь в том смысле, что ты человек, а вовсе не в том, что ты личность.
Таким образом, форма как суть бытия вещи - это тот и иной вид определенного рода. Только он отвечает - с натяжкой - обоим критериям сущности. Но сколь ни мала такая натяжка, в силу ее оказывается, что вид у Аристотеля все же обладает самостоятельной сущностью, вид отрывается от индивидов и превращается в форму как вечную и неизменную - ту самую метафизическую сущность, которая и является предметом философии.
Слайд 11МАТЕРИАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО
Как уже отмечено, материя не может быть сущностью. Как и "форма",
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО
Как уже отмечено, материя не может быть сущностью. Как и "форма",
Аристотелевская материя двояка. Во-первых, материя - бесформенное и неопределенное вещество, "то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее". Такова "первая материя". Во-вторых, материя в более широком смысле - это "то, из чего вещь состоит", и то, "из чего вещь возникает". Такая материя включает в себя и "первую материю", из которой состоят и возникают вещи, и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной "последней материи". Такая материя - материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни - материя лишь для каменного дома и вообще для того, что из них строят, но сами по себе камни - не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия (в той мере, в какой она оформлена) эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя "сама по себе непознаваема". Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. По своей неопределенности она похожа на апейрон Анаксимандра, но сходство на этом и кончается: у Анаксимандра апейрон активен, он обладает движением, он все из себя порождает.
Роль материи в мировоззрении Аристотеля очень велика. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Без материи не может быть природы и вещей. Выше уже отмечалось, что Аристотель понимал вещь как составное целое, состоящее из субстрата-материи и сути бытия - формы. Вещь как "индивидуальная сущность" вторична по отношению к материи и форме. Вещь возникает в результате того, что в материю вносится форма. Итак, материя - соучастник формы в вещах
Слайд 12ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА
До сих пор отношение между формой и материей мы
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА
До сих пор отношение между формой и материей мы
Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности: "Материя дается в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действительности, тогда Она определена через форму". Но полная действительность - это не действительность вещи, а действительность формы, в форме нет примеси возможности , которая вещи придается материей. Отсюда относительность любой вещи. Вещь действительна лишь в той мере, в какой Она обладает сутью.
Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия, о котором говорилось выше, на уровне возможности не действует. Аристотель исключил для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия. Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности. Возможность - одна из форм существования относительного небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией. Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность ("стерезис") - это и есть небытие. Таков второй смысл небытия из тех трех смыслов, которые упоминались выше. Таким относительным небытием и оказывается материя, особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Однако надо отметить, что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм, не столько лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, богатство возможностей, поэтому его материя - не столько платоновское почти что небытие, сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.
Слайд 13ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА
Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛА
Наконец, сама диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить
В представлении Аристотеля все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.
Для него цель - это стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, стремится тем самым не только к своему благу, но и к благу вообще. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции, ее энтелехия. В понятии "того, ради чего", в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третью высшую причину, или третье первоначало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.