Слайд 2Искусство -
это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений,
способных вызвать эмоциональный отклик у людей.
это особое восприятие мира, отображение внутреннего или внешнего состояния творца c помощью художественных образов. Оно помогает познать действительность через творения мастеров.
Слайд 3Арт-журналистика
Л.П. Саенкова: термин «арт-журналистика», обозначающий любую информацию в СМИ по изобразительному искусству,
возник в 1990-х гг. и заменил собой понятие «литературно-художественная критика»,
Т.С. Сергеева: художественная, или арт-журналистика должна рассматриваться как узкая область журналистики культурной,
Н.И. Клушина: это «медиа-версия культуры, представляющая собой интерпретацию культурных феноменов в СМИ, а именно новости о событиях культуры, рецензии на кино, театральные постановки, книги, комментарии ведущих специалистов в области культуры, интервью с ними и т.д.»
Слайд 4Арт-журналистика
А. А. Сидякина: «регулярную и систематическую информационно-аналитическую деятельность по освещению в СМИ событий и
явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т. д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценочности и компетентного критического суждения».
особая область досуговой журналистики.
вытеснила культурно-просветительскую журналистику XVIII века.
Слайд 5Художественная критика
это обсуждение или оценка изобразительного искусства.
Искусствоведы обычно критикуют искусство в контексте эстетики или теории
красоты.
Целью художественной критики является поиск рациональной основы для оценки искусства, но всегда остается вопрос: может ли такая критика преодолеть преобладающие социально-политические обстоятельства.
Слайд 6Арт-журналистика
«Советский экран», «Искусство кино», «Сеанс», «Театр»
Слайд 7Арт-журналистика
“Rolling Stone”, “Classic Rock”
Слайд 8Арт-журналистика
«Художественный журнал», журнал «Искусство»
Слайд 9Арт-журналистика
"The Art Newspaper Russia", телеканал «Культура»
Слайд 10Арт-журналистика
Интернет-издания «Афиша Daily», «Точка ART»
Слайд 11 Жанры (гибридизация)
1. Объясняющие
2 . Оценивающие
3. Гибридные тексты
4. Блоггинг
Слайд 12 Жанры
1. Интервью
2. Отзыв, Рецензия
3. Заметка, Репортаж
4. Очерк, эссе
5. Лонгрид, пост, сторис
Слайд 15Общими тенденциями медийных арт-текстов являются:
установка на оценивание и авторскую интерпретацию произведения
искусства;
интертекстуальность и интермедиальность;
жанровая селекция: актуализация информационных жанров и постепенное исчезновение аналитических и художественно-публицистических;
взаимопроникновение жанров и монтаж текстовых моделей;
доминирование аттрактивной, информационно-развлекательной функции;
диффузия журналистского и рекламного дискурсов.
Слайд 17Как писать о выставке?
Лид: тема выставки, концепция, место проведения.
Слайд 18Ожидание - реальность
Что обещали организаторы (пресс-релиз, сайт) и ваши впечатления.
Оценка организации: подходит
ли место-галерея масштабу выставки, что интересного на открытии, сколько людей, кто - что говорил, возле каких экспонатов дольше стоят/больше фотографируются.
Слайд 19Выбирайте то, что зацепило
Найдите «свои» объекты на выставке и подробно опишите: мысли,
чувства, ассоциации.
Слайд 20Задание
Выберите 2 изображения
Опишите по принципу: 1 – то, что характеризует настоящий момент
вашей жизни, 2 – ваше будущее
Слайд 21Фунт изюма: как интересно подать материал
Следуйте за темой или концепцией выставки. Исследуйте,
как ее раскрыли в экспонатах. Например: «Геометрия души» (Артмуза)
Изучите биографию автора. Что есть интересного? Какой отпечаток события его жизни оставили в работах? Например: «Фрида Кало и Диего Ривера» (Музей Фаберже)
Всё ли гладко было в организации выставки? Были ли казусы с экспонатами? Например: выставка авторских портретов художницы из Твери Аси Малевич
Слайд 22Фунт изюма: как интересно подать материал
Автор заявляет новое направление в искусстве? Просветите
читателя, о чем оно. Расскажите в теории и поищите примеры в работах. Например: теория «Абстрогенов» Андрея Ефи
Создайте для читателя эффект присутствия! Добавьте яркие описания, важные детали, наблюдения, передайте настроение посетителей и общую атмосферу.
Введите персонажей: автор, эксперт, эксцентричная бабулька, случайные посетители.
Слайд 23Фунт изюма: как интересно подать материал
Разберите «по косточкам» понравившийся экспонат.
Слайд 24Фунт изюма: как интересно подать материал
Подумайте о читателе – зачем ему идти
на выставку? Расскажите об этом.
Слайд 25Фунт изюма: как интересно подать материал
Вы пишете для интернет издания?
Добавляйте мультимедийные элементы,
интерактив и привлекайте трансмедиа!
Слайд 26Высший пилотаж
Станьте экспертом: разберитесь в стиле-направлении-течении и доступно расскажите об этом читателю.
Вопрос
на засыпку: кто лучше расскажет о выставке – художник или журналист?
Слайд 27Погружаемся в экспертность
Общественное развитие – общественное сознание – искусство (виды, жанры)
1 задача
при анализе произведения искусства – определить, к какому уровню общественного сознания оно аппелирует. Это повлияет на грамотность интерпретации.
Пример, «Курочка Ряба»
Слайд 28Курочка Ряба
Ряба – символ звёздного неба / Птица Бенну в египетской мифологии,
Матерь Сва (породившая мир) в ведической
Мышь – хтонический образ, относящийся к подземному, инфернальному царству
Гесиод «Труды и дни»: 5 веков – золотой, серебряный, медный, героический, железный
Эпохи в ведизме. «Махабхарата»: 1. сатья-юга – золотой, праведный век, 2. трета-юга – чувственные наслаждения, 3. двапара-юга – болезни, 4. кали-юга – железный век раздора
Слайд 292 задача – определить контекст
Мировое искусство / мировая культура
Отечественное искусство
Направление / школа
Авторский
художественный мир
Слайд 30Мировое искусство / мировая культура
например, влияние буддизма на русскую литературу начала ХХ
века
И вновь, как в первый день созданья,
Лазурь небесная тиха,
Как будто в мире нет страданья,
Как будто в сердце нет греха.
Не надо мне любви и славы:
В молчаньи утренних полей
Дышу, как дышат эти травы...
Ни прошлых, ни грядущих дней
Я не хочу пытать и числить.
Я только чувствую опять,
Какое счастие - не мыслить,
Какая нега - не желать!
Дмитрий Мережковский
Слайд 31Отечественное искусство
например, творческая «полемика» Толстой «Крейцерова соната» – Чехов «Дама с собачкой»
или влияние Гоголя на Булгакова
Слайд 32Любовь в романтизме
Портрет Александры Струйской Федора Рокотова
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза
— как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий
Слайд 33Авторский художественный мир
например, поиск нового человека в романах Тургенева
Слайд 343 задача – определить приемы Интертекстуальности
Аллюзия - Заимствование элементов претекста, по которым
происходит их узнавание в новом тексте (Не хочу я... растекаться мыслью по древу — Щедрина — отсылка к Слову о полку Игореве)
Коллаж - Свободное сочетание («наклеивание») элементов претекста
Отрывок из «Поэмы» Андре Бретона:
Взрыв смеха
Сапфира на острове Цейлон
Самые прекрасные пятна
имеют повлекший свет
под замками
в изолированной ферме.
Каждая строка этой «Поэмы» является вырезанным из газеты названием статьи или частью этого названия
Слайд 353 задача – определить приемы Интертекстуальности
Пародия - Использование предшествующих литературных фактов с
целью их осмеяния
Чуден Днепр
при всякой погоде,
Когда вольно и плавно
Могучие краны
Несут на плотину бетон.
Грохают краны
У котлована
(Пародия Безыменского на Гоголя и Пушкина)
Слайд 363 задача – определить приемы Интертекстуальности
Подражание - Воспроизведение автором некоего литературного образца
(«Подражание Корану» А. С. Пушкина)
Реминисценция - Непрямая цитата, мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление
Начальная строка пушкинского «Евгения Онегина» «Мой дядя самых честных правил…» отсылает к начальному стиху басни И. А. Крылова «Осёл и Мужик»: «Осёл был самых честных правил…»
Слайд 373 задача – определить приемы Интертекстуальности
Ремейк - Новая версия или интерпретация старого
произведения с целью наполнения классической формы новым содержанием (Повесть В.Чайковской «Новое под солнцем» является ремейком романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Стилизация - Намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, заимствование его черт и свойств («Песня про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова - стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря)
Слайд 383 задача – определить приемы Интертекстуальности
Филиация - Развитие чужих мотивов, образов в
преемственной связи (Фельетон М. Булгакова «Похождения Чичикова» - перенесение гоголевских персонажей в современный мир)
Центон - Цепь цитат
И скучно, и гpустно... Свинцовая меpзость.
Бессмеpтная пошлость. Мещанство кpугом.
С усами в капусте. Как чеpви слепые.
Давай отpечемся! Давай pазобьем оковы! И свеpгнем могучей pукою!
Гоpи же, возмездья священный огонь!
(Тимур Кибиров)
Слайд 394 задача – для посвященных в таинства
Символическое прочтение
Философское прочтение
Психологическое прочтение
Антропологическое прочтение
И т.д.
«Вишневый сад»
(1903): «Ницше… философ… величайший, знаменитейший… громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно»
Слайд 40Пример
ЗЕМЛЯНИКА
В картине И. Босха "Сад земных наслаждений" (1495) гигантская земляника символизирует чувственные
радости.
Плоды земляники, которые едят в загробном мире, могут символизировать безнадежность попыток возвращения к жизни, как, например, в мифах канадских индейцев.
Трессидер Д. Словарь символов
Слайд 41Рецензия
объединяет в себе свойства информационного, аналитического и художественно-публицистического жанра,
выполняет ряд функций,
в частности информативную, аналитическую, оценочную, воздействующую, аттрактивную и развлекательную (М. М. Груздева)
Слайд 43Рецензия
При оценке рецензии учитываются полнота содержания и качество текста.
При работе над содержанием
студент должен изучить:
Биографию художника;
Историю художественного направления, в котором он работает;
Общественный контекст художественного события.
При работе с текстом:
Квалифицированно описать, что представляет собой произведение (какого размера, из чего сделано, сколько длится и т.д.);
Обозначить, как интерпретируют смысл произведения сам художник (если есть манифест), искусствоведы и кураторы;
Сформулировать собственную идею, возникшую в результате знакомства с произведением;
Подобрать лексику, продумать описания и метафоры, отобрать истории, которые помогут раскрыть суть художественного события.
Слайд 44Профайл художника/музыканта/писателя
При оценке профайла учитывается знание студентом:
ключевых событий истории соответствующего периода и
страны, в которой родился и работал художник;
основных работ, определяющих этапы развития художника;
философских, социальных, политических идей, сформировавших мировоззрение художника;
художественной среды (направления, школы, группы), влияющей на художника;
основных художественных достижений (работ, приемов, проектов), характеризующих творческий почерк художника.
Слайд 45Контрольная работа на зимнюю сессию
Задания выполняются по актуальным мероприятиям текущего года:
характеристика одного
арт-СМИ или арт-блога,
портретный очерк или интервью с деятелем искусства на основе профайла,
кинорецензия или театральная рецензия,
эссе о выставке или концерте или книге (вкл. 4 задачи).
Слайд 46Вопросы на экзамен
Понятие художественной критики.
Понятие арт-журналистики.
Арт-журналистика в современной медиасреде.
Медиатизация искусства.
Жанры арт-журналистики.
Объясняющие тексты
в арт-журналистике.
Оценивающие тексты в арт-журналистике.
Гибридные тексты и арт-блоггинг.
Слайд 47Вопросы на экзамен
Профайл художника и этапы творческой биографии.
Оценка времени и места художественного
события.
Характеристика социального контекста события.
Медиапрезентация события (до, во время и после).
Как писать о литературе.
Как писать о выставке.
Как писать о театре.
Как писать о музыке.