Содержание
- 3. Зарождение… Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных
- 4. Первоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София, построенная в 989 году, таким
- 5. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам
- 6. Софийский собор для Киева был как бы основным архитектурно-композиционным стержнем, вокруг которого группировались другие постройки. «Повесть
- 7. Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереи с двумя башнями и куполами,
- 9. Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы
- 10. Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление монументальности сооружения. Одним из шедевров
- 12. Много места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись,
- 13. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве. Освоив передовую для того времени
- 15. Скачать презентацию
Слайд 3Зарождение…
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев,
Зарождение…
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев,
Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством внутренней отделки.
С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей.
Слайд 4 Первоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София,
Первоначально все эти постройки были деревянными. Такой была 13-купольная новгородская София,
Каменное строительство в определенной степени возникло под воздействием Византии, где к 10-11 векам были достигнуты большие успехи в строительстве каменных храмов и выработаны более или менее устоявшиеся типы культовых сооружений.
Слайд 5 Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементы
Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в неё элементы
Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, когда Ярослав церкви «ставил… по городам и иным местам».
Сам собор был задуман не только как главный храм создавшейся русской митрополии, но и как центр общественной и культурной жизни, как символ политического могущества Ярослава Мудрого.
Слайд 6 Софийский собор для Киева был как бы основным архитектурно-композиционным стержнем, вокруг
Софийский собор для Киева был как бы основным архитектурно-композиционным стержнем, вокруг
«Повесть временных лет» рассказывает о закладке Софийского собора под 1037 г. Очевидно, строился он несколько лет. В 1051 году в Софийском соборе был торжественно провозглашен русским митрополитом Илларион. При разгроме Киева Батыем в 1240 году Софийский собор был разграблен. В течение многих веков своего существования он неоднократно горел и приходил в ветхость, ремонтировался и подвергался переделкам.
Слайд 7
Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереи
Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила его первоначальный облик. Были надстроены галереи
Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода.
Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и феодальной знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к богу.
Слайд 9 Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя
Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя
Если внешний вид киевской Софии был прекрасен, тоне менее великолепны, богаты и парадны были внутренние помещения собора.
Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось прежде всего к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого помещено было изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками. Льющийся сверху, сквозь неширокие проемы окон, свет играет многообразными красками мозаики, создает полумрак под хорами.
Слайд 10
Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление
Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление
Одним из шедевров Софии является фигура божьей матери – Марии - Оранты, выполненная в мозаике и помещенная на «конхе», внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Различных оттенков синие одежды с черными складками выделяются из общей массы золотой смальты.
Яркий, преобладающий в мозаике золотой цвет умело сочетался с приглушенными теплыми тонами мрамора, шифера.
Слайд 12 Много места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность
Много места в киевской Софии занимают фрески. Техника фрески давала возможность
Фрески башен киевской Софии являются уникальными памятниками светской живописи Древнерусского государства. Манера исполнения этих фресок несколько своеобразна. Канонические положения религиозного письма требовали создания статической композиции. В светской же росписи мы видим динамику и пространственность в построении фигур и композиции, стремление показать движение человека, скачущих коней, бегущих зверей и т. д.
Вполне возможно, что росписи светского реалистического характера применялись и в княжеских дворцах Древней Руси.
Слайд 13 Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.
Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.