Слайд 2Жар-птица
балет И. Стравинского
Замысел «Жар-птицы» не принадлежал Стравинскому.
Балет был заказан ему, когда
либретто было уже готово.
Идея балета возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных «Миру искусства» и так или иначе связанных с парижской антрепризой Дягилева.
Слайд 3Жар-птица
балет И. Стравинского
Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета:
«Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты.
Слайд 4Жар-птица
балет И. Стравинского
Идея и
замысел
«Жар-птицы»
отмечены
характерными
чертами
«мирискусничской»
эстетики и
демонстрируют
принципиально
новый подход к
фольклору.
Слайд 5Жар-птица
балет И. Стравинского
Фокин сразу почувствовал, какие новые богатые возможности таит образ чудесной
птицы для живописно-пластического воплощения. Но сюжета, в котором бы Жар-птица играла главную роль, ему найти не удалось. В антологии Афанасьева Жар-птица − проходящий, мимолетный образ. Ни в одной из сказок Жар-птица не действует самостоятельно. Известно лишь что живет она в золоченой клетке во владениях какого-нибудь заморского царя и, летая на воле, любит клевать золотые яблочки.
Слайд 6Жар-птица
балет И. Стравинского
«Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (...), глаза светятся как
кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собой так ярко, как тысяча зажженных огней»; одно перо из ее хвоста, внесение в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало, ни много − побольше целого царства, а самой птице и цены нет!».
Слайд 7Жар-птица
балет И. Стравинского
Фокин сочинил либретто, используя отдельные образные мотивы различных сказок. Помимо
широко известных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы.
Слайд 8Жар-птица
балет И. Стравинского
Но хотя в либретто введен традиционный образ Ивана-царевича, который, охотясь
за Жар-птицей, проникает в Зачарованный сад, повстречав прекрасную Царевну, мужественно противостоит злым чарам Кащея и, наконец, с помощью Жар-птицы находит Кащееву смерть − все это лишь фон, сюжетная канва, для того, чтобы художественно оправдать длительное созерцание волшебных владений Кащея со всеми его чудесами, над которыми безраздельно царит образ ослепительно-прекрасной птицы.
Слайд 9Жар-птица
балет И. Стравинского
Первоначально общим желанием дягилевского кружка было поручить писать музыку к
балету А. К. Лядову. Декорации и костюмы были заказаны А. Я. Головину, волшебнику красок и знатоку старорусского стиля». Однако по истечении трех месяцев Лядов вернул либретто.
Слайд 10Жар-птица
балет И. Стравинского
Время шло, а Фокин и Дягилев все еще не видели
композитора, способного воплотить их замыслы. Правда, Дягилев, который не упускал из вида ни одного из появляющихся в русском искусстве молодых дарований, знал Стравинского.
Слайд 11Жар-птица
балет И. Стравинского
В отличие от большинства музыкантов, которые обычно вполне равнодушны ко
всему, что выходит за пределы их сферы, Стравинский глубоко интересовался живописью, архитектурой и скульптурой.
Слайд 12Жар-птица
балет И. Стравинского
Решение заказать музыку Стравинскому созрело сразу же после концерта, на
котором исполнялся «Фейерверк». Музыка «Фейерверка» поразила воображение Фокина и Дягилева. Они почувствовали в ней редкую способность Стравинского заставить слушателя напряженно следить за почти зрительно-ощутимой игрой тембров и вносить динамический элемент в процесс музыкального созерцания.
Слайд 13Жар-птица
балет И. Стравинского
Дягилев поверил в его редкий дар музыкального живописца, способного с
чувственной, почти зримой достоверностью запечатлеть в музыке и таинственный сумрак волшебного сада Кащея, и ослепительный свет, реющий в ночи, − Жар-птицу, сверкающую золотым оперением.
Слайд 14Жар-птица
балет И. Стравинского
По справедливому наблюдению Асафьева, музыка Стравинского поведала нам сказку о
«борьбе» двух начал внутри фантастического мира: мертвящей, «пригибающей к земле» силе злых чар Кащея и трепетной «стихи ветра и огня», олицетворением которой была Жар-птица.
Слайд 15Жар-птица
балет И. Стравинского
Иван-царевич и Царевна Ненаглядная Краса по существу лишь наблюдают за
соревнование этих двух сил, приводящим к естественной и сильной кульминации − Поганому плясу Кащеева царства, который знаменует победу динамического начала, заключенного в образе Жар-птицы. Так в центре внимания композитор оказались не народно-бытовые образы, а самое фантастическое создание русской народной сказки.
Слайд 16Жар-птица
балет И. Стравинского
Чудесная Птица превратилась в главную героиню балета. Жар-птица − новый
фантастический образ в русском музыкальном театре. Жар-птица − символ бесценной, недостижимой, абсолютной красоты. В этом её сила.