Слайд 2Культура и традиции белорусов в отличие от других восточноевропейских народов сохранила в
себе следы языческих традиций и обычаев, невзирая на многовековое христианство и географическое положение. На этой земле сохранилось множество отголосков всевозможных древних обрядов и ритуалов. С другой стороны, традиции и обычаи белорусов тесно связаны с земледелием и в целом с сельским хозяйством, поскольку являются отражением быта простых людей. При этом они неповторимы и колориты, как и уникальный устный национальный фольклор.
Слайд 3Традиционные ремесла и промыслы, мелкое кустарное производство на основе индивидуального ручного труда
на протяжении веков являлись дополнительным доходом и полезным занятием населения, помимо земледелия и скотоводства. В городах, в отличие от сельской местности, промысловые ремесла были подняты на более высокий профессиональный уровень, здесь производились не только всевозможные предметы домашнего обихода и кухонная утварь, но и сельскохозяйственный инвентарь, качественная обувь и даже транспортные средства. Традиционными для белорусов являются такие ремесла, как ткачество и гончарное дело, всевозможные изделия из дерева, из соломы, лозы и бересты, вышивка, валяние. До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Здесь живет трудолюбивый и рачительный народ, старшее поколение, как правило, предпочитает не покупать в магазине то, что можно сделать или вырастить своими руками.
Слайд 4Дожинки являются, пожалуй, самым широкомасштабно отмечаемым обрядовым праздником, сохранившимся в стране до
сегодняшних дней. Означает конец уборочного сезона, жатвы. Это объемная и тяжелая работа, а потому и отмечали ее конец всегда с размахом, всем народом. Когда на поле оставался последний неубранный участок, возле него собиралась толока — так здесь называют добровольных помощников, обычно из числа родственников, соседей и просто знакомых. Всех пришедших распределяла по полю старшая, уважаемая среди родни женщина. Начинали жать одновременно, сопровождая каждый взмах серпа особой обрядовой песней. А ближе к завершению начинался обряд «завивания бороды», который представлял собой поклонение духу поля. Выглядит этот так: на борозду под последними колосьями ставится хлеб и соль, стебли на ними заплетаются и срезаются все вместе. Эта «борода» закладывается в последний сноп. Его следует украсить, занести в дом хозяина и поставить под образа.Все это было раньше, но эта народная традиция белорусов оказалась настолько сильной, что ни советская власть, ни тяжелая война, ни распад СССР не смогли ее упразднить. И в 1996 году Дожинки официально были признаны общенациональным праздником. Более того, Дожинки превратились в ежегодный фестиваль-ярмарку, для которого каждый раз выбирается новый небольшой городок или поселок, поскольку это праздник тружеников села, и он никогда не проводится в областных центрах. Столь масштабно окончание уборочной поры не отмечается более нигде на постсоветском пространстве
Слайд 5День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим
размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают леечные звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и, особенно, в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.
Слайд 6Слово «купало» в древние времена означало нечто очень горячее и яркое, но
злобное, буквально кипящее злостью. Поэтому на Купалье издавна поклонялись Солнцу, благодарили его, а также воду и землю, дающие жизнь. В знак этого разжигали большие костры и прыгали через огонь в знак его укрощения и очищения тела. После принятия христианства языческие обряды этого дня тесно переплелись с православными. В знак появления на свет в этот день Иоанна Предтечи, который крестил Христа и приходящих к нему людей водой, Купалье стали связывать с купелью и купанием. К прыжкам через костер присоединились обряды с водой. Однако этот день по-прежнему связывают с нечистой силой.
Слайд 7Свадьба или, по-белорусски, «вяселле» — один из самых любимых, веселых и традиционных
национальных обрядов в стране. Какая бы ни была погода и сезон, как бы ни менялись политические события, свадьбы здесь всегда отмечались традиционно широко и с соблюдением огромного количества обязательных правил. В них, как и в других народных обрядах, смешались суеверия, христианские ценности, языческие ритуалы и многовековая мудрость.
Слайд 8Белорусы, даже весьма далекие от церкви и соблюдения постов, очень ревностно относятся
к тому, чтобы не справлять свадьбы в дни православных постов. Также запрет на торжество распространяется на кануны больших праздников и поминальные недели. Очень нежелательными считаются свадьбы в мае месяцы, високосные года и после смерти близких родственников.
Слайд 9Обручальные кольца должны быть обязательно куплены в одном месте и быть совершенно
гладкими без резьбы, камней и рисунков. Их нельзя передавать, переплавлять и надевать поверх перчаток, даже свадебных.
Слайд 10На белорусской свадьбе подарки не приято давать напрямую молодым. Для этого разыгрывается
целое представление. Выпекается большой, обычно в несколько этажей, каравай, возле которого становится тамада (в Беларуси — дружко) с колотушкой. Громко стуча колотушкой о косяк, он вызывает по очереди каждого из гостей, громко и нарочито преувеличенно расписывая, кем работает и насколько богат этот человек. Вызванный подходит к молодым, говорит поздравление и кладет деньги на поднос (или отдает подарок). После этого для него отрезают кусок каравая и наливают стопку водки.
Слайд 11Особенностью белорусской свадьбы является то, что невеста переодевается и снимает фату не
на второй день с утра, а после «каравая» (даже если он проводится на второй день). Свекровь лично снимает с невестки фату и повязывает на ее голову платок. В некоторых регионах в этот платок завязываются подаренные молодым деньги, после чего невеста должна на них посидеть в знак будущего богатства в доме. После «каравая» начинается танец невесты, который она танцует поочередно со всеми присутствующими незамужними девушками и девочками, поочередно надевая им на голову свою фату. Затем она уходит, чтобы переодеться в другое платье. Продавать или отдавать фату не положено. Она должна храниться в доме матери мужа в знак верности его супруги.