Слайд 2
Основные направления
развития культуры России
в 1725-1800 годах
Слайд 3Просвещение и наука
Характерные черты:
Расширение сети учебных и научных заведений
2. Ужесточение принципа сословности
получения образования (доступ к знаниям напрямую зависел от происхождения человека)
Слайд 4Расширение сети учебных и научных заведений
Цифирные и солдатские школы, Академия наук при
Екатерине I
Открытие Московского университета 1755 год
Открытие Академии Художеств 1756 год
Открытие двух гимназий в Казани и в Москве 1755 и 1758 годы
Слайд 5Первое здание МГУ
на Красной площади
Слайд 6Здание Академии Художеств в Санкт-Петербурге
Слайд 7Расширение сети учебных и научных заведений
Школьная реформа Екатерины II 1782-1786 годы (в
каждом губернском городе – главное училище с 4 классами, в уездных городах – малые народные училища с 2 классами;
Итоги:
в 1782 году – 8 школ с 518 учениками, а к концу века – 288 школ с 22 220 учениками)
Слайд 8Расширение сети учебных и научных заведений
1773 год – первое балетное училище и
Горный институт
1779 год – театральное училище
Училище при Академии художеств, Коммерческое училище
1764 год - Смольный институт благородных девиц – начало женского образования в России
Слайд 9Принцип сословности
Шло четкое разделение учебных заведений для низших сословий (цифирные, солдатские, гарнизонные
школы)
Учебные заведения для высших слоев – кадетские корпуса, благородные пансионы, шляхетские корпуса для дворянства
Слайд 10Научные достижения
Многочисленные географические экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, Камчатку, Аляску, На
Каспий и далекий север (Белое море и Ладога)
Развитие медицины – труды о чуме Д.С. Самойловича
Слайд 11Научные достижения
Деятельность М.В. Ломоносова – физика, химика, историка, механика, переводчика, мозаиста, художника,
основателя Московского Университета
Слайд 12Научные и технические достижения
Начало русской исторической науки в трудах М.В. Ломоносова, М.М.
Щербатова, В.Н. Татищева, И.Н. Болтина
Универсальная паровая машина И.И. Ползунова и изобретения И.П. Кулибина (лифт, самобеглая коляска, прожектор, мост через Неву)
Слайд 17Памятник
Ивану
Ивановичу Ползунову
Слайд 20«Самобеглая» коляска
И.П. Кулибина
Слайд 22Яичные часы
И.П. Кулибина для Екатерины II
Слайд 23Проект неразводного моста через Неву И.П. Кулибина
Слайд 24Царь-колокол отца и сына Моториных 1735 год
Слайд 25Особенности художественной культуры России в XVIII веке
Сочетание европейских и национальных традиций
Резкий рост
интереса к художественной культуре (нормой стало массовое чтение, коллекционирование книг, картин, фарфора, посещение театров и т.д.)
Слайд 26Особенности художественной культуры России в XVIII веке
В развитии культуры выделяют два направления
(стиля):
1. барокко (40-50-е годы) – с его резными формами, украшениями, неровными границами, внешней и внутренней пышностью, причудливыми формами
Слайд 27Особенности художественной культуры России в XVIII веке
2. классицизм – вторая половина века
- с его возрожденным вниманием к традициям Античности, четким пропорциям, симметрии, строгости, сдержанности в цвете
Слайд 28Литература
Обилие жанров: ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман
Начало нового стихосложения –
основатель Василий Кириллович Тредиаковский
Слайд 29Литература
Создание первых русских комедий и трагедий Александром Петровичем Сумароковым
Критика невежества помещиков и
правящих монархов в комедиях Дениса Ивановича Фонвизина («Недоросль») и Гаврилы Романовича Державина (ода
«Фелица»)
Слайд 30Литература
Начало сентиментализма – Николай Михайлович Карамзин, повесть «Бедная Лиза»
Зарождение первых ростков реализма
в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 31Театр
1756 год – возникновение первого русского профессионального постоянного публичного театра под руководством
Федора Григорьевича Волкова из Ярославля
Возникновение целого ряда крепостных театров (самые известные у графов Шереметьевых,
Юсуповых и т.д.)
Слайд 32Основатель русского театра
Ф.Г. Волков
Слайд 33Музыка
Придворная опера из иностранцев при Анне Иоанновне
Первые русские композиторы при Екатерине II
– Дмитрий Степанович Бортнянский, Василий Алексеевич Пашкевич
Большая популярность народной
музыки
Слайд 34Живопись
Огромная популярность портретной живописи, внимание к повседневному быту, прописывались мельчайшие детали
и даже государственные деятели представлены в этот период как простые люди
Слайд 35Федор Степанович Рокотов
портрет графини
Санти
Слайд 36
Федор
Степанович Рокотов
парадный портрет
Екатерины II
Слайд 38Дмитрий Григорьевич Левицкий
портрет Екатерины II
Слайд 42Иван Петрович Аргунов
портрет неизвестной в народном костюме
Слайд 43Михаил Шибанов
родоначальник жанровой живописи, особое внимание к крестьянской жизни, портретам крестьян
Слайд 44М. Шибанов Празднество свадебного договора
Слайд 45Скульптура
Основоположник русской скульптуры – Федот Иванович Шубин, показывавший в мраморе внутренний мир
своих персонажей
Слайд 47Шубин Ф.И. Екатерина II -законодательница
Слайд 48Шубин Ф.И. Портрет
М.В. Ломоносова
Слайд 50Скульптура
Михаил Иванович Козловский – мастер создания символа целой исторической эпохи в
скульптурном изображении
Слайд 51М.И. Козловский
Петергоф
«Самсон, раздирающий пасть льва»
Слайд 52М.И. Козловский Памятник
А.В. Суворову в Санкт-Петербурге
Слайд 53Скульптура
В России впервые на улицах столичного города стали появляться памятники выдающимся
государственным деятелям – таков памятник Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
Слайд 55Архитектура
40-50-е годы – господство барокко с его обилием колонн, лепными украшениями,
внутренней и внешней пышностью
Самым ярким воплотителем барокко стал Франческо Бартоломео Растрелли
Слайд 57Ф.Б. Растрелли
Большой Петергофский дворец
Слайд 58Ф.Б. Растрелли
Екатерининский дворец в Царском Селе
Слайд 59Ф.Б. Растрелли
Андреевский собор в Киеве
Слайд 60Ф.Б. Растрелли
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
Слайд 61Архитектура
Василий Иванович Баженов – основоположник русского классицизма, первым начал органично вписывать
здания в окружающий их пейзаж
Слайд 62В.И. Баженов
Дом Пашкова в Москве
Слайд 63В.И. Баженов
Царицынский дворцовый ансамбль для Екатерины II
Слайд 64Архитектура
Матвей Федорович Казаков – ученик В.И. Баженова, продолжатель традиций классицизма
Слайд 65М.Ф. Казаков Здание Сената в Московском Кремле
Слайд 66М.Ф. Казаков здание Благородного Собрания
(Дом Союзов)
Слайд 67М.Ф. Казаков Здание 1-й городской больницы в Москве
Слайд 68М.Ф. Казаков Петровский Путевой дворец
Слайд 69М.Ф. Казаков Здание
Московского Университета
Слайд 70Архитектура
Иван Егорович Старов – создатель целого ряда усадеб под Петербургом и участник
реконструкции Александро-Невской лавры
Слайд 72И.Е. Старов
Князь-Владимирский собор
Слайд 74И.Е. Старов Собор Живоначальной троицы в Александро-Невской лавре
Слайд 75Архитектура
Характерными чертами архитектуры второй половины XVIII века стали:
Четкие планы застройки городов
(особенно Петр
I и Екатерина II)
2. Развитие ансамблевой застройки даже губернских городов