Центрифуга

Слайд 2


Обзор поэтических течений Серебряного века был бы неполон без упоминания

Обзор поэтических течений Серебряного века был бы неполон без упоминания о московской
о московской футуристической группе «Центрифуга», образовавшейся в январе 1914 г. из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».
Основные участники будущей группы — С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев — были знакомы задолго до ее основания. Сергей Бобров — поэт, живописец и литературовед, в то время являлся среди них, пожалуй, самой значительной фигурой. Большой резонанс вызвал его реферат «Русский пуризм», в котором проповедовались идеи пуризма как ответ на усложненность общественной жизни.

Слайд 3

«Сейчас основы русского пуризма, — говорил Бобров, — в русском архаизме:

«Сейчас основы русского пуризма, — говорил Бобров, — в русском архаизме: древних
древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просфор и пряников, где все так просто и характерно, полно огромной живописной ценности». И хотя предложенный им термин, призванный обозначить новое литературное течение, не прижился, важнейшие положения его реферата были встречены одобрительно.

Слайд 4

Бобров вынашивал идею создания литературного объединения. В результате весной 1913 года

Бобров вынашивал идею создания литературного объединения. В результате весной 1913 года им
им был организован кружок молодежи и открыто небольшое, но реально функционировавшее в период 1913-1914 гг. издательство «Лирика», в котором вышли первые книги «Центрифуги». Однако ровно через год объединение перестало существовать. Вот что пишет о его дальнейшей судьбе М. Вагнер:

Слайд 5

«1 марта 1914 года кружок раскололся. Одна часть из них организовалась

«1 марта 1914 года кружок раскололся. Одна часть из них организовалась под
под именем „Центрифуга“, другая намеревалась принять имя „Стрелец“. Была составлена Грамота, подписанная Пастернаком, Асеевым, Бобровым и И. Зданевичем, и определены соперники в лице кубофутуристов и „Мезонина поэзии“. Первым изданием „Центрифуги“ был сборник „Руконог“, посвященный памяти погибшего в январе 1914 года И. Игнатьева. Так авторы устанавливали свою преемственность от петербургского эгофутуризма. В „Центрифуге“ нашли приют петербургские эгофутуристы Олимпов, Широков, Крючков, а после распада „Мезонина поэзии“ — Большаков, Ивнев, Третьяков».

Слайд 6

Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то,

Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что
что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Слайд 7

Это подметил Валерий Брюсов, который в обзоре 1914 г. «Год русской

Это подметил Валерий Брюсов, который в обзоре 1914 г. «Год русской поэзии»
поэзии» писал: «Пока кружок [городского издательства „Лирика“] был еще единым, он издал альманах стихов „Лирика“, сборники стихов С. Боброва, Б. Пастернака, Н. Асеева и несколько других книжек. Хотя эти издания нигде не были названы „футуристическими“, однако на их участников, особенно на трех названных нами, влияние футуристических идей было несомненно; позднее, образовав ядро „Центрифуги“, они в своем новом альманахе [„Руконог“] уже открыто признали себя футуристами. Но все же футуризм поэтов „Центрифуги“ (не говорим о присоединившихся к ним писателях из „Петербургского глашатая“) имеет особый оттенок и сочетается со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений».
Имя файла: Центрифуга.pptx
Количество просмотров: 787
Количество скачиваний: 3