Слайд 2ЦЕЛЬ:
познакомиться с чеканкой как способом художественной обработки металла.
Слайд 3ЧЕКАНКА
способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путём
сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.
Слайд 4 Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3…1,5 мм. Чаще всего используют
медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
Слайд 5 В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы
– золото, серебро и их сплавы.
Слайд 6 Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой
формы длиной 120…170 мм. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его в виде более или менее чёткой сплошной линии. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники – для получения полукруглых форм при чеканке.
Слайд 7 При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем
(мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперёд. В правой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.
Слайд 8При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы
Их
изготавливают из твёрдых пород дерева – граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Слайд 9 Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении –
расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
Слайд 10ПЕРВЫЙ ЭТАП
на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с
чистыми полями (по 30…40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл .
Слайд 11ВТОРОЙ ЭТАП
Подготовка металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом,
чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и ещё кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25…40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
Слайд 12ТРЕТИЙ ЭТАП
переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого поверхность с помощью
кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
Слайд 13ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной
резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
Слайд 14ПЯТЫЙ ЭТАП
опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять
на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки.
Слайд 15ШЕСТОЙ ЭТАП
Для восстановления её пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия
выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до тёмно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой.
Слайд 16СЕДЬМОЙ ЭТАП
Остывшая пластина покрыта тёмным налётом – окалиной. Для её удаления металлическую
поверхность промывают в 10…15%-ных растворах кислот – соляной и серной (выполняется только учителем). Осветлённую пластину промывают водой и сушат.
Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Слайд 17ВОСЬМОЙ ЭТАП
Подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой
подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).
Слайд 18ДЕВЯТЫЙ ЭТАП
цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболее удобными являются «нехимические» способы патинирования.
Цветные защитные плёнки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5…8 мм) пластину металла, а сверху – готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми плёнками. Сначала появится светло-жёлтый цвет (220 0С), затем жёлтый (230 0С) и т. д. (см. цвета побежалости в табл. 4). Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.
Слайд 19Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят
кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках