Содержание
- 2. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер,
- 3. Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой
- 4. В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую очередь передать
- 5. В Средние века чувственно-пластический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря
- 6. Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610), в котором художник развивает мотив,
- 7. На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в
- 8. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.
- 9. Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без основания считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили
- 10. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон
- 11. Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из
- 12. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых
- 13. Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии — в
- 15. Скачать презентацию
Слайд 2 Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но
Зрителю невольно передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.
Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его времени, т. е. стремимся понять неизвестное через известное.
Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица.
В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.
Слайд 3 Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей.
Жанр
Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей.
Жанр
Слайд 4 В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон
В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон
Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.
Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.
Слайд 5 В Средние века чувственно-пластический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи
В Средние века чувственно-пластический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи
Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.
В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют идеального человека того времени.
XVII в. главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.
Слайд 6 Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610),
Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610),
жизни.
Слайд 7 На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614)
На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614)
оригинальный колорит,
порывистые движения или застывшие позы.
Слайд 8 Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными,
Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными,
Слайд 9 Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без основания считаются вершиной портретного
Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без основания считаются вершиной портретного
Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Придворно-аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его
утонченно-обольстительными, задумчиво-томными,
мечтательно-рассеянными образами.
Слайд 10 Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др.
Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др.
Слайд 11Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем
Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем
XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.
В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798—1863). Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным, драматичным движением.
Слайд 12 Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями,
Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями,
Художественному строю портрета Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ — образ Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с
восклицанием: «О, моя Родина!»
Слайд 13 Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком.
Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком.
В портретном искусстве ХХ—XXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое — ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.