Содержание
- 2. Гипотеза исследования По моему мнению, значение фразеологизмов связано с какой-либо интересной историей, благодаря которой они и
- 3. Цель исследования Выяснить: какие бывают фразеологизмы; откуда они к нам приходят; что они означают.
- 4. Какие бывают фразеологизмы? Фразеологические сращения(бить баклуши, подложить свинью, пускать пыль в глаза, у черта на куличках);
- 5. Откуда приходят фразеологизмы?
- 6. Откуда в живую разговорную речь приходят исконно русские фразеологизмы? Иными словами, каковы же источники пополнения этих
- 7. Вавилонское столпотворение По библейскому преданию, в древности все люди говорили на одном языке. Однажды в городе
- 8. Сизифов труд Коринфский царь Сизиф за обман богов был осужден Зевсом на вечные муки в подземном
- 9. Тянуть канитель В старину медные, серебряные и золотые нити для вышивания церковных риз делались вручную. Мастера
- 10. Рог изобилия В мифах Древней Эллады рассказывается о козе Амалфее, вскормившей своим молоком младенца Зевса. Однажды
- 11. Почему не жалеют казанскую сироту? Ребенок, у которого умерли родители, всегда вызывает сочувствие. Его называют сиротой.
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Гипотеза исследования
По моему мнению, значение фразеологизмов связано с какой-либо интересной историей, благодаря
Гипотеза исследования
По моему мнению, значение фразеологизмов связано с какой-либо интересной историей, благодаря
Слайд 3Цель исследования
Выяснить:
какие бывают фразеологизмы;
откуда они к нам приходят;
что они
Цель исследования
Выяснить:
какие бывают фразеологизмы;
откуда они к нам приходят;
что они
Слайд 4Какие бывают фразеологизмы?
Фразеологические сращения(бить баклуши, подложить свинью, пускать пыль в глаза,
Какие бывают фразеологизмы?
Фразеологические сращения(бить баклуши, подложить свинью, пускать пыль в глаза,
Фразеологические единства (белая ворона, ни рыба ни мясо, хоть глаз выколи);
Фразеологические сочетания(отъявленный плут, закадычный друг).
Слайд 5Откуда приходят фразеологизмы?
Откуда приходят фразеологизмы?
Слайд 6Откуда в живую разговорную речь приходят исконно русские фразеологизмы? Иными словами, каковы
Откуда в живую разговорную речь приходят исконно русские фразеологизмы? Иными словами, каковы
Народные сказки (за тридевять земель) Профессиональная среда (точить лясы; мастер кислых щей; непутевый человек; переть на рожон; попасть в переплет; выводить на чистую воду) Пословицы (стрелянный воробей; ни пава, ни ворона) Обычаи (не ко двору; лить колокола) Крестьянский быт (дым коромыслом) Исторические события (казанская сирота; коломенская верста; шиворот-навыворот) Наблюдения за животными (отставной козы барабанщик; реветь белугой; волосы дыбом) Литературные источники (таскать каштаны из огня; тришкин кафтан)
Жаргонная речь (втирать очки)
Слайд 7Вавилонское столпотворение
По библейскому преданию, в древности все люди говорили на одном языке.
Вавилонское столпотворение
По библейскому преданию, в древности все люди говорили на одном языке.
Козел отпущения
Древние иудеи в день отпущения грехов совершали такой обряд: на голову живого козла они возлагали руки и доверяли ему свои грехи. Потом животное отпускали в пустыню. Оно уходило и пропадало там вместе с людскими грехами. Если козел возвращался, это означало, что боги не прощают людям их грехи и требуют жертвоприношения. Теперь козлом отпущения называют человека, которому приписывают чужую вину.
Слайд 8Сизифов труд
Коринфский царь Сизиф за обман богов был осужден Зевсом на вечные
Сизифов труд
Коринфский царь Сизиф за обман богов был осужден Зевсом на вечные
Держать порох сухим
Оливер Кромвель, один из вождей английской буржуазной революции, был человеком набожным, перед каждым боем просил у Бога поддержки. Но однажды, форсируя реку, он, по преданию, не обратился к Всевышнему, а произнес: «Ребята, на Бога уповайте, а порох держите сухим». Английские войска одержали в той битве победу, но эту фразу Церковь расценила как богохульство, и Кромвелю пришлось оправдываться перед священнослужителями. Крылатое выражение держать порох сухим употребляется в значении «быть готовым к борьбе, быть бдительным», и не обязательно в бою.
Слайд 9Тянуть канитель
В старину медные, серебряные и золотые нити для вышивания церковных риз
Тянуть канитель
В старину медные, серебряные и золотые нити для вышивания церковных риз
У разбитого корыта
Кто сидел у разбитого корыта, вы, конечно, знаете. Это старуха из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Но со временем это словосочетание стало широко употребляться в значении «потерять приобретенное, остаться ни с чем».
Слайд 10Рог изобилия
В мифах Древней Эллады рассказывается о козе Амалфее, вскормившей своим молоком
Рог изобилия
В мифах Древней Эллады рассказывается о козе Амалфее, вскормившей своим молоком
Колесо Фортуны
В римской мифологии Фортуной называли богиню слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости, шаткости, нестабильности), с повязкой на глазах. В руке она держала рог изобилия, указывающий на благополучие, которое может выпасть человеку.
Выражение колесо фортуны употребляется в значении «случайность, слепое счастье».
Слайд 11Почему не жалеют казанскую сироту?
Ребенок, у которого умерли родители, всегда вызывает сочувствие.
Почему не жалеют казанскую сироту?
Ребенок, у которого умерли родители, всегда вызывает сочувствие.
Но почему сирота именно "казанская"? Московская или саратовская, от этого сиротское положение радостнее не становится. Оказывается, в октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону конечно, не татарских "мужиков", простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей–мурз. князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть "казанскими сиротами" – при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и "жалованья".