произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.
Одну из работ он назвал "МЕРЦ-картина", и это название стало нарицательным для всего его творчества. Слово "МЕРЦ" появилось после того, как он прошелся ножницами по газетной полосе с рекламным объявлением "Коммерц- и Приватбанка". Картины того периода (конфискованные и бесследно исчезнувшие во времена третьего рейха) воплощали цель Швиттерса как художника: освободить искусство от излишнего груза содержательности и свести его к чисто композиционному моменту. В связи с этим он категорически отказался от традиционной живописи маслом: "Я беру любой оказавшийся под рукой материал, если он подходит для моей картины". Так, в "МЕРЦ-картине 31" (1920), а также и в других он использовал рекламные страницы ежедневных газет, круглые картонные диски и лоскуты ткани.