Слайд 2КУЛЬТУРА - ЭТО НАКОПЛЕННЫЕ ОБЩЕСТВОМ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, НАСЛОЕНИЕ ЭПОХ, ВРЕМЕН
И НАРОДОВ, СПЛАВЛЕННЫХ ВОЕДИНО.
СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОСОБУЮ ЭТНОГРАФИЧЕСКУЮ ОБЛАСТЬ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, РАСПОЛОЖЕННУЮ НА СТЫКЕ ЕВРОПЫ И АЗИИ. НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ ПОВОЛЖЬЕ, ИМЕЮТ МНОГО ОБЩЕГО КАК В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ТАК И В ПРОИСХОЖДЕНИИ, КУЛЬТУРЕ, БЫТЕ.
Слайд 3В ПОВОЛЖЬЕ, РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ЖИВУТ ЛЮДИ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, НО В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
«К НАРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ ОТНОСЯТСЯ: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ ИЛИ ПОВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ И БАШКИРЫ. ПРАВДА, БАШКИРЫ ВКЛЮЧЕНЫ В ЧИСЛО НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ УСЛОВНО; ФАКТИЧЕСКИ ОНИ ЗАНИМАЮТ СРЕДНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕЖДУ НАРОДАМИ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ПОВОЛЖЬЯ И В КУЛЬТУРНОМ ОТНОШЕНИИ ТЯГОТЕЮТ КАК К ТЕМ, ТАК И К ДРУГИМ»
Слайд 4ТАТАРСКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, КАК И ТВОРЧЕСТВО ЛЮБОГО НАРОДА, ИМЕЕТ ЕДИНУЮ ПРИРОДУ И
РАЗВИВАЕТ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ УСТОЙЧИВЫЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И МОТИВЫ, ВЫРАБАТЫВАЕТ СВОЙ СТИЛЬ И РИТМИКУ. РАЗЛИЧАЮТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ОРНАМЕНТА – ЦВЕТОЧНО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ, ЗООМОРФНЫЙ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ, ИМЕЮЩИЕ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ТРАНСФОРМАЦИЙ И СТИЛИЗАЦИЙ. ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ И КРАСОТЕ ЭТОТ ОРНАМЕНТ ПРОЯВИЛ СЕБЯ ВО МНОГИХ ВИДАХ: КОЖАНОЙ МОЗАИКЕ, ВЫШИВКЕ, ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ, КЕРАМИКЕ, РЕЗЬБЕ ПО КАМНЮ И ДЕРЕВУ, КАЛЛИГРАФИИ.
Слайд 5ГЛУБОКО САМОБЫТНЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ ВИДОМ ИСКУССТВА КАЗАНСКИХ ТАТАР ЯВЛЯЕТСЯ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО. ПРЕКРАСНО ИСПОЛЬЗУЯ
ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛА, ТАТАРСКИЕ ЮВЕЛИРЫ УМЕЛО СОЧЕТАЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА С ЯРКИМИ КОНТРАСТНЫМИ ПО ЦВЕТУ КАМНЯМИ, ДОСТИГАЯ ПРИ ЭТОМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ЭФФЕКТА. ПРОДУКЦИЯ ЮВЕЛИРОВ БЫЛА ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНА И СВЯЗЫВАЛАСЬ, В ОСНОВНОМ, С РАЗЛИЧНЫМИ УКРАШЕНИЯМИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ – ЭТО И ВОРОТНИКОВЫЕ ЗАСТЕЖКИ (ЯКА ЧЫЛБЫРЫ), И НАКОСНИКИ (ЧУЛПЫ), ПЕРЕВЯЗИ (ХАСИТЭ), БЛЯХИ, СЕРЬГИ, БРАСЛЕТЫ И Т.Д.
Слайд 6 УНИКАЛЬНЫМ ВИДОМ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ТАТАР БЫЛО ИСКУССТВО КОЖАНОЙ МОЗАИКИ, КОТОРОЕ ИМЕЕТ ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ,
ИДУЩИЕ С БУЛГАРСКИХ ВРЕМЕН. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ, В СВОЕМ РОДЕ УНИКАЛЬНЫМИ ОБРАЗЦАМИ ЕЕ СТАЛИ МНОГОЦВЕТНЫЕ УЗОРНЫЕ ИЧИГИ.
Слайд 7ВИД НАРОДНОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ЯРКОЕ КРАСОЧНОЕ ТКАНЬЕ, ОНО БЫЛО ОСОБЕННО РАЗВИТО
У УДМУРТОВ. УЗОРНЫЕ ТКАНЫЕ ПОЛОГИ, ЗАНАВЕСИ, ПОЛОТЕНЦА УКРАШАЛИ ЖИЛИЩЕ УДМУРТОВ, БАШКИР И ТАТАР. У ПОСЛЕДНИХ, ПОМИМО ВЫШИВКИ И ТКАЧЕСТВА, ВСТРЕЧАЮТСЯ И МНОГО ДРУГИХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЖЕНСКОГО РУКОДЕЛИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ, КОТОРЫМ ОТДЕЛЫВАЛИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, БАРХАТНЫЕ КАМЗОЛЫ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДЫ, НЕРЕДКО ПРИМЕНЯЛАСЬ И АППЛИКАЦИЯ.
Слайд 8
Почти у всех народов Поволжья широкое применение имело дерево, являвшееся основным
богатством края. Жилище, орудия труда, утварь и предметы домашнего обихода — все изготавливалось из дерева. В художественном отношении выделялись ковши для пива, ручки которых покрывались затейливой резьбой. Этим особенно славились чуваши, у которых было развито хмелеводство, и необходимая посуда для напитков различалась по форме и декору.
Слайд 9ОДНИМ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫШИВКА, КОТОРАЯ ОТЛИЧАЕТСЯ БОЛЬШИМ РАЗНООБРАЗИЕМ ПРИМЕНЯЕМЫХ
МОТИВОВ И ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ. В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ. СВОЕОБРАЗИЕМ ЗОЛОТОШВЕЙНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ПЛАСТИКИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ – КАЛФАКИ, УЗОР ВЫШИВКИ В КОТОРЫХ, СОЗДАВАЛСЯ КОНТРАСТОМ ДЛИННЫХ И КОРОТКИХ СТЕЖКОВ, СОЧЕТАНИЕМ БЛЕСТЯЩИХ И МАТОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ