Слайд 2История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках.
![История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-1.jpg)
Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти.
Слайд 3В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия
![В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-2.jpg)
Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая.
В 1987 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск).[1]
Слайд 41986 год — в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности».
1987 год —
![1986 год — в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-3.jpg)
Вологда.
1988 год — Великий Новгород.
1989 год — Киев.
1990 год — Минск.
1991 год — Смоленск.
1992 год — Москва.
1993 год — Москва.
1994 год — Владимир.
1995 год — Белгород.
1996 год — Кострома.
1997 год — Орёл.
1998 год — Ярославль.
1999 год — Псков.[2]
2000 год — Рязань.
2001 год — Калуга.
2002 год — Новосибирск.[3]
2003 год — Воронеж.[4]
2004 год — Самара.[5]
2005 год — Новочеркасск.[6]
2006 год — Ханты-Мансийск.[7]
2007 год — Коломна.[8]
2008 год — Тверь.[1]
2009 год — Саратов.
С 2010 года основные торжества всегда будут проводиться в Москве.
Слайд 5ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
![ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-4.jpg)
Слайд 6Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно
![Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-5.jpg)
оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность.
Слайд 7Братья из Фессалоник
Русский язык был крещен еще в те времена, когда
![Братья из Фессалоник Русский язык был крещен еще в те времена, когда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-6.jpg)
наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.
Слайд 8История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно
![История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-7.jpg)
прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.
Слайд 9Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до
![Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-8.jpg)
конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.
Слайд 12Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», —
![Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-11.jpg)
житие, составленное вскоре после его кончины неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным. В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман.
Слайд 13Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью
![Для Византии доктриной было христианство. Укрепление и распространение Православия воспринималось императорской властью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-12.jpg)
как первостепенная государственная задача. Поэтому, как пишет современный исследователь кирилло-мефодиевского наследия А.-Э. Тахиаос, «дипломата, вступавшего в переговоры с врагами или “варварами”, всегда сопровождал миссионер». Таким миссионером и был Константин. Поэтому так сложно отделить собственно просветительскую его деятельность от политической. Только перед самой смертью он символически сложил с себя государственную службу, приняв монашество. «Более я не слуга ни царю, ни кому-либо другому на земле; только Богу Вседержителю был и буду во веки», — напишет теперь уже Кирилл.
Слайд 14О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и
![О его арабской и хазарской миссии, о каверзных вопросах и остроумных и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-13.jpg)
глубоких ответах рассказывает житие. Мусульмане спрашивали его о Троице, как могут христиане поклоняться «многим богам» и почему вместо непротивления злу они укрепляют армию. Хазарские иудеи оспаривали Боговоплощение и ставили в вину христианам несоблюдение ветхозаветных предписаний. Ответы Константина — яркие, образные и краткие — если и не убеждали всех оппонентов, то, во всяком случае, доставляли полемическую победу, приводя слушающих в восхищение
Слайд 15Хазарская миссия
Хазарской миссии предшествовали события, сильно изменившие внутреннее устроение солунских братьев. В
![Хазарская миссия Хазарской миссии предшествовали события, сильно изменившие внутреннее устроение солунских братьев.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-14.jpg)
конце 50-х годов IX века и Константин — успешный ученый и полемист — и Мефодий — незадолго до этого назначенный архонтом (главой) провинции, удаляются от мира и ведут в течение нескольких лет уединенный подвижнический образ жизни. Мефодий даже принимает монашеский постриг. Братья уже с ранних лет отличались благочестием, и мысль о монашестве не была им чужда; впрочем, вероятно, были и внешние причины для такой резкой перемены: смена политической обстановки или личных симпатий власть имущих. Однако об этом жития умалчивают.
Слайд 16Но мирская суета отступила ненадолго. Уже в 860 году хазарский каган решил
![Но мирская суета отступила ненадолго. Уже в 860 году хазарский каган решил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-15.jpg)
устроить «межрелигиозный» диспут, в котором христиане должны были отстаивать истинность своей веры перед иудеями и мусульманами. По выражению жития, хазары были готовы принять христианство, если византийские полемисты «одержат верх в спорах с евреями и сарацинами». Снова отыскали Константина, и император лично напутствовал его словами: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о Святой Троице с Ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя». В путешествие Константин взял себе помощником старшего брата.
Слайд 17Переговоры закончились в целом удачно, хотя хазарское государство и не стало христианским,
![Переговоры закончились в целом удачно, хотя хазарское государство и не стало христианским,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-16.jpg)
каган позволил желающим креститься. Были и политические успехи. Нам же стоит обратить внимание на важное попутное событие. По дороге византийская делегация заехала в Крым, где около современного Севастополя (древний Херсонес) Константин отыскал мощи древнего святого папы Римского Климента. Впоследствии мощи святителя Климента братья передадут в Рим, чем дополнительно расположат к себе папу Адриана. Именно с Кирилла и Мефодия начинается особое почитание святого Климента у славян — вспомним величественную церковь в его честь в Москве недалеко от Третьяковской галереи.
Слайд 19Рождение письменности
862 год. Мы дошли до исторического рубежа. В этом году
![Рождение письменности 862 год. Мы дошли до исторического рубежа. В этом году](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-18.jpg)
моравский князь Ростислав посылает письмо Византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши, уже была христианской. Но просвещало ее немецкое духовенство, и все богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные.
Слайд 21И снова при дворе вспоминают про Константина Философа. Если не он, то
![И снова при дворе вспоминают про Константина Философа. Если не он, то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-20.jpg)
кто же еще сможет выполнить задачу, в сложности которой отдавали себе отчет и император, и патриарх — святитель Фотий? У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре». Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладавший к тому никакими средствами.
Слайд 22И Философ справился с задачей. Конечно, не следует представлять, что работал он
![И Философ справился с задачей. Конечно, не следует представлять, что работал он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-21.jpg)
в одиночку. Константин снова призвал на помощь брата, были привлечены и другие сотрудники. Это был своего рода научный институт. Первый алфавит — глаголицу — составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому — настолько, что глаголицу часто путали с восточными языками. Кроме того, для звуков, специфических для славянского наречия, были взяты еврейские буквы (например, «ш»).
Слайд 23Дальше переводили Евангелие, выверяли выражения и термины, переводили богослужебные книги. Объем переводов,
![Дальше переводили Евангелие, выверяли выражения и термины, переводили богослужебные книги. Объем переводов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-22.jpg)
осуществленных святыми братьями и их непосредственными учениками, был весьма значителен — ко времени крещения Руси уже существовала целая библиотека славянских книг.
Слайд 24Цена успеха
Деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить
![Цена успеха Деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-23.jpg)
славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. Особенно болезненным был переход на новый богослужебный язык. Неудивительно, что духовенство Моравии, следовавшее до того немецкой практике, восприняло новые веяния в штыки. Выдвигались даже догматические аргументы против славянского переложения служб, так называемая триязычная ересь, будто бы с Богом можно говорить только на «священных» языках: греческом, еврейском и латинском.
Слайд 25Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще
![Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-24.jpg)
не была отделена от Восточной, на инициативу Византийского императора и Константинопольского патриарха (а именно такой статус имела миссия) все же смотрели с подозрением. Немецкое духовенство, тесно связанное со светской властью Баварии, видело в начинаниях братьев осуществление славянского сепаратизма. И действительно, славянские князья кроме духовных интересов преследовали и государственные — свой богослужебный язык и церковная независимость значительно укрепили бы их положение. Наконец, папа находился в напряженных отношениях с Баварией, и поддержка оживления церковной жизни в Моравии против «триязычников» вполне укладывалась в общее направление его политики.
Слайд 26Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и
![Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-25.jpg)
Мефодию дважды приходилось оправдываться перед римским первосвященником. В 869 году, не выдержав перенапряжения, св. Кирилл скончался (ему было всего 42 года), и его дело продолжил Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в епископский сан. Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет.
Слайд 27Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в
![Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-26.jpg)
Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство; многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской книжности переместился в Болгарию, потом в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла.
Слайд 28Задумайтесь, каким богатством мы обладаем. Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой
![Задумайтесь, каким богатством мы обладаем. Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-27.jpg)
собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.
Слайд 29Благодарные потомки чтят память великих учителей Кирилла и Мефодия.В разных странах возвышается
![Благодарные потомки чтят память великих учителей Кирилла и Мефодия.В разных странах возвышается множество храмов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-28.jpg)
множество храмов.
Слайд 33Установлено огромное количество памятников
![Установлено огромное количество памятников](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322375/slide-32.jpg)