Дискурсивная реализация тематических компонентов

Содержание

Слайд 2

Вопросы для обсуждения:

Дискурс и типы дискурса
Политический и художественный дискурс
Дискурсивная реализация тематических

Вопросы для обсуждения: Дискурс и типы дискурса Политический и художественный дискурс Дискурсивная
компонентов (на примере политического и художественного дискурса)

Слайд 3

Дискýрс (истоки)

В 50-е годы XX в. Эмиль Бенвенист применяет термин discours –

Дискýрс (истоки) В 50-е годы XX в. Эмиль Бенвенист применяет термин discours
как характеристику «речи, присваиваемой говорящим» [Арутюнова, Н.Д. Дискурс ].

Слайд 4

Что такое дискýрс в вашем понимании?
Какие типы дискурсов вы знаете?



Что такое дискýрс в вашем понимании? Какие типы дискурсов вы знаете?

Слайд 5

Дискýрс

Т.А. ван Дейк определяет дискурс как комплексное коммуникативное событие.
Дискурс = речь +

Дискýрс Т.А. ван Дейк определяет дискурс как комплексное коммуникативное событие. Дискурс =
действие, речь, погруженная в жизнь. «Языковое высказывание – явная, видимая / слышимая “надводная часть айсберга” действия человека»[Арутюнова, Н.Д.Дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова ].

Слайд 6

С развитием теории типов дискурса стала актуальной проблема реализации тематических компонентов политического,

С развитием теории типов дискурса стала актуальной проблема реализации тематических компонентов политического,
художественного дискурса и т. д.
.

Слайд 7

Дискурсивная реализация тематических компонентов — «темы высказываний»[Г.Д. Скнар] в политическом, художественном дискурсе

Дискурсивная реализация тематических компонентов — «темы высказываний»[Г.Д. Скнар] в политическом, художественном дискурсе
и т. д .
.

Слайд 8

Художественный дискурс — «совокупность художественных
произведений (текстов), созданных в результате взаимодействия целей и

Художественный дискурс — «совокупность художественных произведений (текстов), созданных в результате взаимодействия целей
намерений автора,
разнообразия возможных реакций читателя» [https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-i-hudozhestvennyy-vidy-diskursa-shodstva-i-razlichiya/viewer]”.
Олизько, Н. С.

Слайд 9

К политическому дискурсу относят «такие формы общения, в которых к сфере политики

К политическому дискурсу относят «такие формы общения, в которых к сфере политики
относится хотя бы одна из составляющих:
субъект, адресат либо содержание сообщения» [Маслова].

Слайд 10

К политическому дискурсу относят «такие формы общения, в которых к сфере политики

К политическому дискурсу относят «такие формы общения, в которых к сфере политики
относится хотя бы одна из составляющих:
субъект, адресат либо содержание сообщения» [Маслова].
Маслова, В. А.

Слайд 11

Реализация тематического компонента «Враг» в политическом дискурсе.

Реализация тематического компонента «Враг» в политическом дискурсе.

Слайд 12

Согласно И.А. Келешяну, тематический компонент «Враг» является наиглавнейшей темой в политическом дискурсе»

Согласно И.А. Келешяну, тематический компонент «Враг» является наиглавнейшей темой в политическом дискурсе»
. [И.А. Келешян ]. Согласны?

Слайд 13

В журнале France-Grande-Bretagne №264, 2011г. опубликована
статья: «L’Angleterre, ennemie héréditaire?» (‘Является ли Англия

В журнале France-Grande-Bretagne №264, 2011г. опубликована статья: «L’Angleterre, ennemie héréditaire?» (‘Является ли
«закадычным врагом» Франции’). В данном
названии прослеживается логический парадокс.
Какой? Есть ли здесь ирония?

Тематический компонент «Враг» во французском политическом дискурсе

Слайд 14

Тематический компонент «Враг» во французском политическом дискурсе

Образ врага во французском политическом дискурсе

Тематический компонент «Враг» во французском политическом дискурсе Образ врага во французском политическом
может иметь положительную коннотацию?

Слайд 15

Образ врага в испанском политическом дискурсе «начинает обретать политические черты лишь во

Образ врага в испанском политическом дискурсе «начинает обретать политические черты лишь во
времена ВФР. До сер. XIX в политический дискурс развивался как религиозно-философский» .

Тематический компонент «Враг» в испанском политическом дискурсе

Слайд 16

Успешный политик представлялся средневековым рыцарем, отправляющимся в «крестовый поход» против иноверцев и

Успешный политик представлялся средневековым рыцарем, отправляющимся в «крестовый поход» против иноверцев и
«ложной философии» [Василенко Ю.В. Образ «врага» в политическом дискурсе... С. 82–100].

Тематический компонент «Враг» в испанском политическом дискурсе

Слайд 17

В романе Достоевского “Преступление и наказание” «ядерным значением религиозного дискурсивного концепта
«преступление» является

В романе Достоевского “Преступление и наказание” «ядерным значением религиозного дискурсивного концепта «преступление»
нарушение нравственного (религиозного) закона,
Божьей воли»[Языковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте].

Тематический компонент «Преступление» в худ. дискурсе

Слайд 18

На языковом уровне в ядро концепта преступление в тексте романа, помимо
ключевых лексем

На языковом уровне в ядро концепта преступление в тексте романа, помимо ключевых
{преступление, грех), входят единицы, обозначающие
преступника {преступник, грешный, грешница, убийца, и др.), объект
преступления (лексема старуха, процентщица), преступление (убийство, действия преступника
{убить, украсть.)

Тематический компонент «Преступление» в худ. дискурсе

Слайд 19

По степени частотности выделяются лексемы
преступать, убить и их дериваты: преступление - 49

По степени частотности выделяются лексемы преступать, убить и их дериваты: преступление -
раз, грех - 21,
преступленьице — 1, преступать - 2, преступник (и) - 21, убийство - 29, убивство
- 2, убийца - 26, убивец - 5, убивать - 12, убил - 99.

Тематический компонент «Преступление» в худ. дискурсе

Слайд 20

“Единицы,
обозначающие орудие преступления: топор и деньги встречаются в романе
соответственно 62 раза и

“Единицы, обозначающие орудие преступления: топор и деньги встречаются в романе соответственно 62
119 раз.
В целом языковое воплощение исследуемого концепта реализуется единицами, характерными для общекультурного представления о преступлении и
для юридического и религиозного дискурсов (преступление, грех,
убийство, кража/покража и т.д.)”.
.

Слайд 21

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Продолжите цитату:

В романе Достоевского “Преступление и наказание” ядерным значением религиозного дискурсивного

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Продолжите цитату: В романе Достоевского “Преступление и наказание” ядерным значением
концепта
«преступление» является
(ЧТО?)…

Слайд 22

«Нарушение нравственного (религиозного) закона,
Божьей воли» [Языковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте].

«Нарушение нравственного (религиозного) закона, Божьей воли» [Языковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте].

Слайд 23

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Порассуждайте и скажите: «Что ,в моём понимании, дискурсивная реализация тематических компонентов?»

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Порассуждайте и скажите: «Что ,в моём понимании, дискурсивная реализация тематических компонентов?»

Слайд 24

Какие тематические компоненты политического и художественного дискурсов иллюстрируют эти картинки?

Какие тематические компоненты политического и художественного дискурсов иллюстрируют эти картинки?

Слайд 25

Список использованных источников:

Арутюнова, Н.Д.Дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический Энциклопедический Словарь.–

Список использованных источников: Арутюнова, Н.Д.Дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический Энциклопедический
М.: Советская Энциклопедия, 1990.
Василенко Ю.В. Образ «врага» в политическом дискурсе... С. 82–100.
Кожина, М. А. Языковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте: на материале романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" / М. А. Кожина. – Томск : «Алтайский государственный университет», 2012. – 24 с.
Кибрик А., Паршин П. Дискурс [Эл.ресурс] http://www. krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html
Лексико-семантическая и дискурсивная реализация
ментальной репрезентации «враг».
во французском партийном и парламентском дискурсе
Маслова, В. А. Политический дискурс:
языковые игры или игры в слова Екатеринбург, 2008. С. 43–48.
Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу / Вопросы языкознания. 1994. №5.
Олизько, Н. С. Художественный дискурс как полилог автора, читателя и текста. Челябинск, 2011. С. 164–166.
Г.Д., Скнар Тематические компоненты как средство связности в спонтанной диалогической коммуникации / Скнар Г.Д.. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный медицинский университет, 2013. – с 96 –100 .
Тематические компоненты как средство связности
в спонтанной диалогической коммуникации
The HandbooЯзыковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте: на материале романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"k of Discourse Analysis / D.Schiffrin et al. (Eds.).Oxford: Blackwell, 2003.
Teun van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach [Text] / Dijk van Teun. – London: Sage, 1998
Имя файла: Дискурсивная-реализация-тематических-компонентов.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0