Слайд 2Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года.
Отец, Дмитрий Болеславович, —
![Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец, Дмитрий Болеславович, —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-1.jpg)
инженер-химик, революционер, сосланный на вечное поселение в Сибирь.
Музыкально одаренной была мать будущего композитора — Софья Васильевна.
Когда Мите исполнилось одиннадцать лет, она решила определить его в частную музыкальную школу Гляссера.
Слайд 3Александр Константинович Глазунов
Дмитрий Шостакович был представлен известному композитору, директору Петроградской консерватории Александру
![Александр Константинович Глазунов Дмитрий Шостакович был представлен известному композитору, директору Петроградской консерватории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-2.jpg)
Константиновичу Глазунову.
Глазунов посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием талантливого юноши.
Директор консерватории сравнил Дмитрия Шостаковича с Моцартом.
Слайд 4Петроградская консерватория
Окружающих — и профессоров, и студентов — поражала необыкновенно яркая и
![Петроградская консерватория Окружающих — и профессоров, и студентов — поражала необыкновенно яркая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-3.jpg)
разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он слышал в классах консерватории, на концертах.
Слайд 5Глава семьи
В 1922 году умирает отец Дмитрия.
Шостакович идет работать в кинотеатр
![Глава семьи В 1922 году умирает отец Дмитрия. Шостакович идет работать в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-4.jpg)
музыкальным иллюстратором.
В 1923 году удачно заканчивает консерваторию по классу фортепиано
Слайд 6Самостоятельный путь
К окончанию консерватории Дмитрий создал Первую симфонию.
Эта симфония сразу же
![Самостоятельный путь К окончанию консерватории Дмитрий создал Первую симфонию. Эта симфония сразу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-5.jpg)
определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов.
Слайд 7В конце 1920-х годов Шостакович начинает сотрудничать с некоторыми театральными режиссерами и
![В конце 1920-х годов Шостакович начинает сотрудничать с некоторыми театральными режиссерами и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-6.jpg)
кинорежиссерами — музыкально оформляет драматические спектакли и кинофильмы тех лет.
Слайд 8Гимн ООН
Лейтмотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Утренняя песня» (или «Песня о встречном»),
![Гимн ООН Лейтмотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Утренняя песня» (или «Песня о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-7.jpg)
рисующая коллективный образ молодых рабочих.
Слайд 9Нос
В 1928 году композитором была создана первая опера — «Нос» на сюжет
![Нос В 1928 году композитором была создана первая опера — «Нос» на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-8.jpg)
повести Н. В. Гоголя.
Слайд 10Так же, как Гоголь, Шостакович был уверен в том, что литература, искусство
![Так же, как Гоголь, Шостакович был уверен в том, что литература, искусство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-9.jpg)
могут изменить жизнь, сделать ее не только осмысленной, но и прекрасной, — нужно только показать все, что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.
Слайд 11Опера
«Катерина Измайлова»
Сатирический гротеск и бытовая сатира присутствуют и во второй опере
![Опера «Катерина Измайлова» Сатирический гротеск и бытовая сатира присутствуют и во второй](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-10.jpg)
Шостаковича — «Катерина Измайлова» (1932).
Но основным здесь стал высокий трагедийный пафос потому опера имеет подзаголовок «трагедия-сатира».
Слайд 12Балеты
«Золотой век», «Болт»,
«Светлый ручей».
![Балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-11.jpg)
Слайд 13Запрет музыки
Оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой век» в 1936 году
![Запрет музыки Оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой век» в 1936](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-12.jpg)
подверглись уничтожающей критике в статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Подающий большие надежды композитор, которому была близка атональность Шёнберга и конструктивизм Стравинского, а также джаз, музыкальный футуризм, получил жестокий удар.
Слайд 14Пятая симфония
Пятая симфония явилась первой кульминацией симфонического творчества Шостаковича, одной из вершин
![Пятая симфония Пятая симфония явилась первой кульминацией симфонического творчества Шостаковича, одной из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-13.jpg)
всего советского симфонизма. «Оптимистической трагедией» назвали ее современники. «Страшная сила эмоционального воздействия, но сила трагическая», — говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.
Слайд 157 симфония
Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов
![7 симфония Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-14.jpg)
мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — и посвящаю свою 7-ю симфонию», — написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
Слайд 16http://poiskm.ru/artist/14418-SHostakovich
![http://poiskm.ru/artist/14418-SHostakovich](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-15.jpg)
Слайд 17С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо
![С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-16.jpg)
рвалась из меня», — вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.
Общее содержание симфонии — противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.
Слайд 189 августа того же года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен
![9 августа того же года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-17.jpg)
был пасть — оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, — Седьмая симфония Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
Слайд 19
ГАЯНЭ ЭЛОЯН
СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ Д. ШОСТАКОВИЧА
Врага как надо было ненавидеть.
Как надо было
![ГАЯНЭ ЭЛОЯН СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ Д. ШОСТАКОВИЧА Врага как надо было ненавидеть. Как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-18.jpg)
Родину любить,
Чтоб каждый день, в глаза заглядывая смерти,
Симфонию бессмертную творить.
В ней все: обида, боль, непониманье,
Что поначалу пережили все,-
Переплавлялось в сердце и бурлило,
Рождая ненависть к врагу, любовь к стране.
И изумив весь мир своею стойкостью,
Провозгласив врагу свой приговор,
Симфония вела людей в бессмертие-
Сама бессмертной став с тех давних пор.
И все сбылось, о чем сказала музыка:
Была и боль, и слезы от потерь,
Была и радость, на слезах настояна,
Когда пришел победы светлый день!
Слайд 20Премьеру симфонии транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки — ее слушало
![Премьеру симфонии транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки — ее слушало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-19.jpg)
около 20 млн. человек.
Более 60 раз прозвучала эта симфония на Американском континенте в течение лишь нескольких месяцев 1942 года!
В 1943 году Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в Москве. Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает над Восьмой симфонией.
Слайд 21Послевоенный период
Кончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении лучших
![Послевоенный период Кончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-20.jpg)
музыкантов на всех континентах земного шара.
И тем не менее, в тот период композитор вновь был подвергнут уничижительной критике.
Его произведения назвали ненужными и даже вредными формалистическими опытами.
Слайд 2210 симфония
Десятая симфония — одно из самых лиричных произведений. Музыка Десятой симфонии
![10 симфония Десятая симфония — одно из самых лиричных произведений. Музыка Десятой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-21.jpg)
прекрасна своей выразительностью и напевностью. Причем характер большинства мелодий — исконно русский, глубоко лиричный, проникновенный.
Слайд 2313 симфония
Литературной основой Тринадцатой симфонии, завершенной в 1961 году, стали стихи Е.
![13 симфония Литературной основой Тринадцатой симфонии, завершенной в 1961 году, стали стихи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-22.jpg)
Евтушенко — поэма «Бабий Яр». Музыка и слово являются в ней равными компонентами для выражения не только сложных движений человеческой души, но конкретных событий — личных или исторических, которые составляют основу содержания того или иного произведения.
Слайд 2414 и 15 симфонии
Новые симфонии Шостаковича — Четырнадцатая (1969) и Пятнадцатая (1971)
![14 и 15 симфонии Новые симфонии Шостаковича — Четырнадцатая (1969) и Пятнадцатая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/348026/slide-23.jpg)
— обрисовывают круг морально-этических проблем нашего сложного времени и вместе с тем общечеловеческого значения. Во всех этих произведениях мы неизменно ощущаем породившую их эпоху, с обнаженными контрастами и необычайно напряженным ритмом жизни.