Слайд 2отец и юность
Отец Д. С. Мережковского был удачливым чиновником, дослужившимся до действительного

тайного советника, т. е. до чиновника 1-го класса по табелю о рангах, что соответствовало генерал-фельдмаршалу.
Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета.
Слайд 3Отрочество и творчество
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его

духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний.
Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
Слайд 41892-модернизм
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы
В истории русской литературы эти

события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма.
С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному».
Слайд 5Обществ. жизнь
Был достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал участие в

формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами (в том числе Б.Савинковым и А.Керенским). Масон, как и А.Керенский, вместе с ним состоявший в так называемой "ложе Мережковского". При этом жена Д. С. Мережковского, Зинаида Гиппиус, также являлась участницей этой ложи. Участвовал в деятельности масонских лож в эмиграции. Принадлежал к мистическому кругу Александра Блока, являясь его близким другом. Был дружен с А.Белым.
Слайд 6Революция и эмиграция
Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1919

г. находились в эмиграции.
В конце 1919 года вместе с Гиппиус, Философовым и В. А. Злобиным через Бобруйск, Минск и Вильну выехал в Польшу, затем обосновался во Франции. После эмиграции творчество Мережковского было предано полному забвению в СССР. В литературоведческих работах советского времени если и упоминался, то исключительно как «реакционер», христианский мистик и символист; стихотворения Мережковского, впрочем, изредка перепечатывались в антологиях.
Слайд 7Последние годы жизни
После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов

и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
Был подвергнут бойкоту части эмиграции. Умер в бедности в оккупированном Париже.
Волна интереса к Мережковскому за рубежом пришлась на рубеж 1950—1960-х. В России новое знакомство с наследием писателя началось на рубеже 80-90 годов XX века.