Слайд 2Селение Унцукуль Унцукульского района Республики Дагестан - один из крупных и известных

центров народных художественных промыслов
Слайд 3 Промысел возник в XIX столетии на базе местного кустарного производства холодного

и огнестрельного оружия.
Ассортимент Унцукульских художественных изделий состоит из курительных трубок, мундштуков, палок и тростей, ручек для тростей и зонтов, чернильных приборов, стаканов для карандашей, портсигаров, спичечниц, пеналов и других небольших вещей утилитарно-декоративного назначения.
Изготавливаются также и более крупные предметы: столики, стулья и др. Изделия вырабатываются из древесины кизила и абрикоса.
Слайд 5Сначала нужно подобрать древесину с идеально ровной поверхностью, имеющую красивую текстуру. Наиболее

часто используется древесина кизила, абрикоса, выдержанная не менее пяти лет. Форма предмету придается вручную или на токарном станке.
Слайд 7Рисунок тщательно наносят на поверхность изделия сначала карандашом, а затем слегка намечают

резцом. Для насечки используются круглые мельхиоровые пластинки, кусочки проволоки и крохотные гвоздики из того же металла — для точечного узора. Металлические пластинки вставляются в надрезы, а затем вгоняются в дерево сильным и точным ударом молоточка. Узкие пластинки мельхиора длиной 2,5 и толщиной 0,5 миллиметра образуют насечки-штрихи. Они располагаются друг от друга на расстоянии примерно 0,8— 0,9 миллиметра
Слайд 9При создании рисунков мастер использует различные сочетания геометрических фигур в виде кинжалов,

окружностей, сеток, дорожек. Обычно рисунок состоит из 100 тысяч насечек-штрихов. После насечки изделие полируют, шлифуют и покрывают лаком.
Слайд 11Орнамент строгий, графичный, состоит из сочетания геометрических форм и изображений солярных знаков.

Композиция основывается на раппортном повторении ряда узорных элементов, образующих орнамент свободной горизонтальной или вертикальной симметрии.
Слайд 14В конце XIX в крупную партию унцукульских изделий с металлической насечкой реализовал

в Париже и Лондоне мастер Магомед Юсупов. Экспонировавшиеся на Всемирной выставке в Париже в 1890г. разнообразные изделия унцукульцев пользовались большим успехом и вызвали восторженную оценку посетителей.
Слайд 16Замечательными образцами унцукульского искусства являются чернильный прибор, ручка, пресспапье, нож для разрезания

бумаги, подсвечники, изготовленные мастерами М.Кебедовым, М. Ибрагимовым, Н.Ханбудаевым и подаренные в 1921 г. В.И.Ленину побывавшей у него дагестанской делегацией от имени трудящихся горцев Дагестана.
Слайд 17В 1926 г. в сел. Унцукуль была организованна артель, переименованная в 1929

г.в артель промысловой кооперации, а в 1960 г. – в Унцукульскую фабрику художественной обработки дерева (ныне ЗАО «Унцукульская художественная фабрика им.М.Дахадаева»), которая выпускает традиционные изделия из дерева с металлической насечкой.
Слайд 19Ассортимент Унцукульской фабрики значительно расширился в 60-е - 70-е годы XX в.

благодаря работам, созданным на основе традиционных форм аварской бытовой утвари - солонок, мерок, ступок для толчения чеснока, поставцов, коробок, чашек, ложек и т.д. Наряду с ними позднее изготовлялись не встречавшиеся в обиходе горского быта декоративные вазы, тарелки, блюда, подсвечники, ларцы, сервизы с выразительными формами, точно найденными пропорциями и отличающиеся высокими декоративными качествами.