Содержание
- 2. Вопрос I. Китайская философия. 1) Общее понятие и характерные черты китайской философии. а) Основные этапы китайской
- 3. Б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: -даосизм; -конфуцианство; -легизм.
- 4. с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения мира и окружающей действительности
- 5. невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет,
- 6. распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора)
- 7. 2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. а) Проблема человека в
- 8. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего
- 9. Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает
- 10. В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции
- 11. Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает
- 12. -выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; образование из Хаоса Неба и
- 13. -возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и
- 14. 3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма. Даосизм - древнейшее философское учение
- 15. Ь) Объяснение даосами образов-понятий «Дао»и «Дэ». Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два
- 16. камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных
- 17. 4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм. а) Общее понятие конфуцианства. Конфуцианство - древнейшая философская
- 18. Ь) Основополагающие принципы конфуцианства. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества;
- 19. с) Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник
- 20. и) Общее понятие легизма. -Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).
- 21. е) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих
- 22. Вопрос II. Индийская философия 5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии. а) Периодизация древнеиндийской философии.
- 23. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами
- 24. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.
- 25. с) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних
- 26. и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса.
- 27. е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимое души,
- 28. 6) Буддизм и его основные идеи а) Общее понятие буддизма. Df: Буддизм - религиозно-философское учение, распростра
- 29. Ь) Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна
- 31. Скачать презентацию
Слайд 2Вопрос I. Китайская философия.
1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
а) Основные
Вопрос I. Китайская философия.
1) Общее понятие и характерные черты китайской философии.
а) Основные
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н.э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Слайд 3Б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае
Б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае
-даосизм;
-конфуцианство;
-легизм.
Меньшее распространение получили:
-монизм;
-натурфилософия;
-номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство.
В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.
Слайд 4с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения
с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения
Слайд 5невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе
Слайд 6распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству,
распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству,
Слайд 72) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии.
а) Проблема
2) Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии.
а) Проблема
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом, не выделяется из общества и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: шин; ци; шэнь.
Цзин - энергия зарождения всего сушего, «корень», «семя» живого организма
Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» - то, что человек накапливает в течение жизни.
Слайд 8Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. Ци - материально-духовная энергия, которая служит
- энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый - «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Слайд 9Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения цин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти,
шэнь китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян - мужская сексуальная энергия; Инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу Ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу Инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение Ян и Инь.
Слайд 10В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие
В гносеологических вопросах восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие
Слайд 11Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной психофизической
энергии
Главными условиями долголетия в Китае считаются: поддержание в чистом состоянии духовной психофизической
энергии
Ь) Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.
- Древнекитайская культура дает философски- мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов: великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо; зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;
Слайд 12-выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный
Хаос к гибели; образование из
-выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели; образование из
Слайд 13-возникновение человека из паразитов, ползавших по телу
Пань-Гу, либо в результате любви фантастических
первопредков
-возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков
- Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы- понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.
Слайд 143) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
Даосизм -
3) Даосизм - древнейшее философское учение Китая а) Общее понятие даосизма.
Даосизм -
Слайд 15Ь) Объяснение даосами образов-понятий «Дао»и «Дэ». Основными понятиями даосизма являются «Дао» и
Ь) Объяснение даосами образов-понятий «Дао»и «Дэ». Основными понятиями даосизма являются «Дао» и
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
с) Основные идеи даосизма.
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
материя, из которой состоит мир, едина;
существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера
был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной
Слайд 16камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего
состоял человек, станет
камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет
мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние («у-вэй»);
особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;
познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» - первоначалом, послушании императору и близости к нему;
- путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.
Слайд 174) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
а) Общее понятие конфуцианства.
Конфуцианство -
4) Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
а) Общее понятие конфуцианства.
Конфуцианство -
Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обшестве?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.
В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям,
- Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Слайд 18Ь) Основополагающие принципы конфуцианства. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
жить в обществе
Ь) Основополагающие принципы конфуцианства. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
жить в обществе
уступать друг другу;
слушаться старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Слайд 19с) Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким
с) Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким
подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
управлять на основе добродетели («бадао»);
обладать необходимыми знаниями;
верно служить стране,
быть патриотом;
обладать большими амбициями,
ставить высокие цели;
быть благородным;
делать только добро государству и окружающим;
предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
заботиться о .яичном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
быть лояльным по отношению к руководителю;
проявлять старание в работе;
постоянно учиться и самосовершенствоваться,
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
Слайд 20и) Общее понятие легизма.
-Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа
и) Общее понятие легизма.
-Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа
-Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
- Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия,, опирающегося на законы. Таким образом, легизм -философия сильной государственной власти.
Слайд 21е) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:
человек обладает изначально злой природой;
движущей
е) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:
человек обладает изначально злой природой;
движущей
интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
государственное вмешательство в общественные отношения необходимо чтобы избежать произвола и всеобщей вражды;
государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Слайд 22Вопрос II. Индийская философия
5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.
а) Периодизация
Вопрос II. Индийская философия
5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.
а) Периодизация
различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:
XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический период; П в. до н.э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Слайд 23Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов
Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов
- Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
-буддизм;
-джайнизм;
- чарвана-лакаята.
Слайд 24Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта;
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта;
Ь) Онтология древнеиндийской философии.
- Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие
ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:
Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.
Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Слайд 25с) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) -
с) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) -
«пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
«майя» - сознание сновидения, мираж,
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Слайд 26и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из
и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из
манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман
первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас
постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней
либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его
личного опыта, хода судьбы.
Nb: для индийской философии характерны также учения о сансаре, ахимсе, мокше
и карме.
Слайд 27е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о
е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о
Ахuмса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Слайд 286) Буддизм и его основные идеи
а) Общее понятие буддизма.
Df: Буддизм - религиозно-философское
6) Буддизм и его основные идеи
а) Общее понятие буддизма.
Df: Буддизм - религиозно-философское
Основатель учения Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни) (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527 г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
Слайд 29Ь) Четыре благородные (арийские) истины, открытые
Буддой.
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
земная жизнь
Ь) Четыре благородные (арийские) истины, открытые
Буддой.
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
земная жизнь
страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
от страданий можно избавиться;
существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
e) Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны).
Буддистская философия предлагает каждому человеку
план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план -так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов:
правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
правильная „мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;