Слайд 2В середине XVIII столетия в Петербурге открылась Академия художеств. По образцу западных
![В середине XVIII столетия в Петербурге открылась Академия художеств. По образцу западных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-1.jpg)
художественных школ изящных искусств господствующим в иерархии жанров был признан исторический. Сюжеты из Старого и Нового Заветов, наряду с мифологическими, входили в разряд самых почитаемых.
Слайд 3С 1820-х годов ситуация в русской религиозной живописи постепенно начинает меняться. Общее
![С 1820-х годов ситуация в русской религиозной живописи постепенно начинает меняться. Общее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-2.jpg)
стремление к исторической достоверности, о которой говорили еще в 1800-е годы, все глубже внедряется в сознание художников. Они начинают изучать сочинения, посвященные Христу. В географическую карту их путешествий с конца 1810-х годов входит Святая Земля.
Слайд 4Однако библейская тема оказалась достаточно сложной для художников XVIII — начала XIX
![Однако библейская тема оказалась достаточно сложной для художников XVIII — начала XIX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-3.jpg)
столетия. От них требовалась новая ее трактовка. Дух религиозного искусства должен был подчиниться академическим нормам исторического жанра. Но художники того времени были еще слишком близки к иконной традиции. Пытаясь отойти от нее, и не владея в то время в достаточной мере знаниями библейской истории и археологии, навыками академической разработки темы, живописцы нередко ориентировались на западных мастеров.
Слайд 8В. Поленов «На Генисаретском озере»
![В. Поленов «На Генисаретском озере»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-7.jpg)
Слайд 9В. Поленов «Христос и грешница»
![В. Поленов «Христос и грешница»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-8.jpg)
Слайд 10Для русских художников второй половины XIX века характерен интерес к евангельской истории:
![Для русских художников второй половины XIX века характерен интерес к евангельской истории:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-9.jpg)
назовем хотя бы имена Крамского, Перова, Ге. Большинство из них стремились проявить человеческую природу Христа, очистив образ от чудес. Такое — обозначим его как этическое — отношение к Священному Писанию соответствовало духу времени. Многолетний труд Поленова по воссозданию евангельской истории лежал вполне в русле этой традиции, многое объясняет обмолвка самого художника: «Мне хочется доискаться исторической правды».
Слайд 11И.Е. Репин
« Св. Николай Мирликийский»
![И.Е. Репин « Св. Николай Мирликийский»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-10.jpg)
Слайд 14Василий Суриков
«Христос изгоняющий торгующих из храма»
![Василий Суриков «Христос изгоняющий торгующих из храма»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-13.jpg)
Слайд 17Иван Крамской
«Христос в пустыне»
![Иван Крамской «Христос в пустыне»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-16.jpg)
Слайд 18Архитектурная политика, проведению которой покровительствовал император Николай I, основывалась на возрождении Православия
![Архитектурная политика, проведению которой покровительствовал император Николай I, основывалась на возрождении Православия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-17.jpg)
в России в XIX веке с опорой на его исторические традиции. Строительство соборных храмов в русском стиле стало наиболее ярким воплощением подъема духовной жизни в стране. Масштаб и успех политики был предопределен тем, что в ней религиозный подъем народа и талант зодчих соединился с духовной поддержкой прославленных пастырей - старцев и архиереев XIX века.
Слайд 19Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года (по другим
![Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года (по другим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-18.jpg)
сведениям — 10 ноября 1793 года) в семье немца — владельца ювелирной лавки. В 1815 году он окончил с золотой медалью Академию художеств. Осенью 1819 года Тон уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Пала-тинском холме в Риме был удостоен звания академика Римской археологической академии. В 1828 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств.
К.А. Тон был большим мастером архитектуры и незаурядным инженером, мастером создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце) являются шедеврами русской архитектуры 19-го столетия. К.А. Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Саратове, Царском Селе, Свеаборге. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Тон много работал в стиле классицизма, но постепенно все большее место в его творчестве стали занимать постройки в «русском» стиле.
Слайд 21двадцать лет ушли на роспись и отделку храма
Храм расписывали выдающиеся художники того
![двадцать лет ушли на роспись и отделку храма Храм расписывали выдающиеся художники](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-20.jpg)
времени — Г И. Семирадский, В. И. Суриков, В. П. Верещагин, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, П. С. Сорокин, А. И. Корзухин, М. Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П. К. Клодтом, А. В. Логановским, Н. А. Рамазановым.
Слайд 22Эскизы росписей для Храма Христа Спасителя
М. Нестеров «Торица»
![Эскизы росписей для Храма Христа Спасителя М. Нестеров «Торица»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-21.jpg)
Слайд 24 В. Суриков
«Первый Вселенский собор»
![В. Суриков «Первый Вселенский собор»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-23.jpg)
Слайд 25Биографическая справка
Эпиграф: «Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя».
Р.
![Биографическая справка Эпиграф: «Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя». Р. Вагнер.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-24.jpg)
Вагнер.
Родился в семье известного дипломата
Г.И.Гагарина. Долгие годы провел за границей в Италии, где получил блестящее образование. Знал 4 языка, изучал живопись и архитектуру.
Имя Г.Г. Гагарина тесно связано с великими именами девятнадцатого века А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и К. Брюлловым.
Слайд 27Проект росписи Сионского собора в Тифлисе
![Проект росписи Сионского собора в Тифлисе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-26.jpg)
Слайд 28Г.Г.Гагарин
Проект храма в Дербенте
![Г.Г.Гагарин Проект храма в Дербенте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-27.jpg)
Слайд 29Художники второй половины XIX века обращаются к теме – Духовного служения
![Художники второй половины XIX века обращаются к теме – Духовного служения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-28.jpg)
Слайд 33К концу XIX века у художников появляется ощущение исчезновения традиций Православия… художники
![К концу XIX века у художников появляется ощущение исчезновения традиций Православия… художники создают картины – воспоминания…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/371336/slide-32.jpg)
создают картины – воспоминания…