Слайд 2Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в
![Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-1.jpg)
ведении музея заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Слайд 3Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдготики); над созданием императорской
![Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдготики); над созданием императорской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-2.jpg)
резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.
Слайд 4Большой Царицынский дворец во второй половине XIX века
![Большой Царицынский дворец во второй половине XIX века](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-3.jpg)
Слайд 6Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный
![Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-5.jpg)
между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
Слайд 7Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
![Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-6.jpg)
Слайд 8Строившийся с перерывами в течение 1786 – 1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов
![Строившийся с перерывами в течение 1786 – 1796 годов на месте разобранных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-7.jpg)
Дворец не был завершён из-за внезапной смерти Екатерины II. К 1796 году у него уже была временная кровля, выкрашенная в чёрный цвет. Это придавало зданию мрачноватый облик, что отразилось на восприятии дворца у современников строительства и их потомков: его называли «катафалком», «темницей», «замком Черномора» и тому подобным. Лишь к середине XIX века критики стали отдавать должное архитектурным особенностям дворца.
Слайд 9Большой Дворец (1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса
![Большой Дворец (1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-8.jpg)
дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств.
Слайд 10В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики. В
![В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-9.jpg)
то время он представлял собой чередование светлых посадок с многочисленными открытыми полянами и лужайками; лишь местами они акцентировались группами деревьев с тёмной листвой. Царицынский парк в процессе обустройства начала XIX века приобрёл не только павильоны и беседки, но и многочисленные скульптурные украшения и несколько гротов. Один из них был восстановлен в ходе реконструкции парка в 2006 году. Археологические раскопки тогда же позволили обнаружить остатки так называемого «Большого грота»; он состоял из трёх ниш и когда-то был богато украшен (планируется его восстановление). Исчезнувшая в середине XIX века парковая скульптура в Царицыне была возрождена в 2007 году: в разных уголках парка появились несколько статуй (Минервы ,Дианы , Флоры, дриады), выполненных Александром Бургановым. Он же исполнил для «Храма Цереры», статую богини, вновь украсившую беседку.
Слайд 13Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового
![Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/414294/slide-12.jpg)
ансамбля Борисовский пруд — он появился в царствование Бориса Годунова (отсюда и название; ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы: Нижний (или Шипиловский) пруд появился в середине XVII века; Верхний (впоследствии именовавшийся также Английским) был обустроен между 1666 и 1673 годами. На Среднем Царицынском пруду имеется С-образный искусственный остров; его диаметр составляет около ста метров. Когда и зачем он был обустроен — неясно; на плане усадьбы Кантемиров, снятого в 1775 году сразу же после её покупки Екатериной II, острова нет. Вероятно, остров-подкова был парковой увеселительной затеей вроде водного лабиринта для катающихся на лодках; по другим версиям — маленький залив острова предназначался для разведения рыбы или птицы