Дворянская усадьба

Содержание

Слайд 2


В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место.

В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания,
Без внимания, понимания, и любви к этому феномену нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к России .
Русская усадьба – это уникальный по своими общественным функциям центр экономической , политической и культурной жизни нескольких поколений наших соотечественников .
В состав каждого усадебного комплекса входит как историко-культурный , так и природный компонент имеющий достаточно сложную структуру. Её элементами выступают регулярные и пейзажные парки, сады и цветники.
В некоторых усадьбах, таких, как, к примеру, Архангельское или Кусково, встречались зверинцы, ставшие в России прообразами зоопарков .

Общая характеристика усадеб

Слайд 4

Русская усадьба была не только притягательна красотой своих архитектурных сооружений и

Русская усадьба была не только притягательна красотой своих архитектурных сооружений и тенистых
тенистых парков и проявление заботы о своих гостях. Во многих имениях были «дома для гостей» - не что иное, как малые гостиницы, процветал культ русской кухни, здесь были идеальные условия для занятий спортом, охотой. Словом, если изучать отечественные традиции отдыха, спорта, рекреации, гостиничного и ресторанного хозяйства, то искать их надо в истории русской дворянской усадьбы.

Слайд 6

Всякая дворянская усадьба – это в определённой степени музей, поскольку в

Всякая дворянская усадьба – это в определённой степени музей, поскольку в её
её стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюра, мебель, фарфор, семейные архивы. Всё это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещённых людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора … Настоящие «сельские Эрмитажи» .

Слайд 8

А люди, которые жили в усадьбах! Как много среди них было

А люди, которые жили в усадьбах! Как много среди них было по-настоящему
по-настоящему талантливых писателей, поэтов, композиторов, художников! Да просто честных, порядочных, энергичных людей!
Между тем самих усадьб, усадебных построек, парков, прудов становится всё меньше и меньше.

Слайд 10

От многих барских особняков, как говорится, следа не осталось. Но, к

От многих барских особняков, как говорится, следа не осталось. Но, к счастью,
счастью, сохранились библиотеки, музеи, архивы, в которых собрано немало памятников былой усадебной культуры.
Усадьбе повезло: свидетелями её рассвета и многообразной жизни стали десятки талантливейших русских писателей: Н.В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой , Ф. М. Достоевский , М. Е. Салтыков - Щедрин и С. Тургенев…
Усадьба – своего рода колыбель русской классической литературы, а при внимательном изучении – и русской поэзии, и русской драматургии, и русской живописи .

Слайд 12

Жизнь русской усадьбы - яркое явление отечественное культуры, взращённое на русской

Жизнь русской усадьбы - яркое явление отечественное культуры, взращённое на русской почве,
почве, живое воплощение национальных культурных традиций. Вместе с тем это и культурное достояние всего человечества.
Зачастую и сам помещичий дом возводился на месте старых боярских хором. Но везде обязательным дополнением к усадебному дому служили флигели. По большой части их бывало два. Один для гостей, а другой - для молодой поросли рода.
В ряде усадеб возникают и другие промыслы и подсобные производства по переработке сельскохозяйственной продукции.

Слайд 14

Обустраивая свою жизнь в самих усадьбах, некоторые помещики заботились и о

Обустраивая свою жизнь в самих усадьбах, некоторые помещики заботились и о крестьянах,
крестьянах, работавших в этих усадьбах, и о крестьянах окрестных деревень, строя школы, больницы, богадельни, учебные мастерские.
В небогатой русской усадьбе обитало в основного доном мелкопоместное дворянство. То были люди скромного достатка и по большей части высокого достоинства и самобытной культурой. Что тотчас же и подкупало путника, впервые переступившего порог этого дома.
При этом одни из них, живя незатейливой жизнью, старались как-то украсить её (например, частенько принимали гостей).

Слайд 16

Дом помещика

Дом помещика

Слайд 17

Сложившийся тип помещичьей усадьбы 18-19 веков представлял собой комплексный архитектурно –

Сложившийся тип помещичьей усадьбы 18-19 веков представлял собой комплексный архитектурно – парковый
парковый ансамбль.
В помещичьем доме находились такие комнаты: вестибюль, гостиная, диванная, будуар, парадный зал, бильярдная, столовая, буфетная, кухня, библиотека, кабинет и спальни.
Вестибюль
Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный, светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая, мраморная лестница.

Слайд 18

Гостиная
По левую и правою стороны от вестибюля находились, как правило,

Гостиная По левую и правою стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные.
гостиные. Обычно в них принимали гостей. Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью. Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Её обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной. И часто гостиная так и называлась – розовая, голубая или зелёная.

Слайд 20

Диванная
Были в дворянском доме и диванная - комната для отдыха

Диванная Были в дворянском доме и диванная - комната для отдыха и домашних занятий .
и домашних занятий .

Слайд 21

Будуар Дамская комната для отдыха и приёма друзей .

Будуар Дамская комната для отдыха и приёма друзей .

Слайд 22

Парадный зал
За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего

Парадный зал За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома.
дома. Ведь помещик должен устраивать обеды, балы, приёмы. Зал выходил окнами в парк, в нём было много света и воздуха. Просторным он казался ещё и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало стены зала. Глаз радовали лепные потолки и расписные стены - золото на белом фоне. А полы были подлинными произведения искусства ! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал .

Слайд 24

Бильярдная
была предназначена для игры в бильярд .

Бильярдная была предназначена для игры в бильярд .

Слайд 25

Столовая и буфетная
Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом

Столовая и буфетная Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом
со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей.
Кухня
В буфетную доставляли готовые блюда из кухни . Саму же кухню размещали подальше от усадьбы, чтобы не раздражать хозяина и его гостей.

Слайд 26

Библиотека и кабинет -
строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами

Библиотека и кабинет - строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, секретерами, бюро.
для книг, секретерами, бюро.

Слайд 28


Спальни
В спальнях стояли широкие кровати с лёгкими почти прозрачными

Спальни В спальнях стояли широкие кровати с лёгкими почти прозрачными пологами и
пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух.

Слайд 29

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в
в них всё равно стояли печи. С середины 18 века печные изразцы делали уже разных цветов. В 18 веке стало модным строить камины, но дворяне всё же больше любили печки.

Слайд 31

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Канделябры

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Канделябры –
– это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин, а канделябры прикрепляли на стены .

Слайд 32

Жирандоли

Жирандоли

Слайд 33

Канделябры

Канделябры

Слайд 34

Двор

В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей,

Двор В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей,
конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и т.д., в крупных усадьбах нередко строилась церковь .

Слайд 35

Барской усадьбе в идеале отводилось среди ландшафта «место возвышенное, с красивыми

Барской усадьбе в идеале отводилось среди ландшафта «место возвышенное, с красивыми дальновидностями,
дальновидностями, и такое с которого бы можно обозревать все части своих полей». Исходя из хозяйственных и художественных соображений, в её состав признавалось необходимым включать господский дом, поварню, пекарню, погребок для хранения зеленей и корней поваренных , чулан к хранению мясных изделий, погребок для молочных сборов, баню, жилые для приказчиков, конюхов, скотников и других рабочих людей, хлева, овчарни, свиные закуты, голубятню, курятники, сараи, амбары, сарай каретной, винницу, пивоварню, ледник, житницы, ригу, гумно, дровяной сарай, пуни для соломы, оранжереи, теплицы, парники, грунтовой сарай и т. д., а также обширный сад, разделённый на 4 части: «овощник», «сад плодовитый», «сад цветочный», «увеселительный лесочек».

Слайд 36

Основными принципами размещения многочисленных и разнообразных построек усадьбы в её планировочной

Основными принципами размещения многочисленных и разнообразных построек усадьбы в её планировочной и
и объёмно-пространственной структуре были объявлены четыре вещи: простота, правильность, соответствие частей усадьбы и небольшие издержки .

Слайд 37

Наиболее выгодным и удобным для «сельских жителей» считался «маленькой каменной дом»

Наиболее выгодным и удобным для «сельских жителей» считался «маленькой каменной дом» (или
(или деревянный «под камень»), который рекомендовалось строить в «полтора этажа, нижней маленькой с сводами, а верхний настоящей для хозяйского пребывания с накатными потолками».
В нижнем этаже помещечьего дома советовали размещать кладовую комнату, сухой погреб для вин, кухню с приспешнею, две комнаты для житья служителям или мастеровым (с женами и холостым) и передние сени с лестницей наверх, во втором – сени с лестницей под крышку, прихожую, из которой шёл вход в столовую или зал, а на стороне в простенке - буфет, предспальню, спальню, детскую, будуар, просторный гардероб или верхнюю кладовую и задние сени с лестницею, как вниз, так и наверх.

Слайд 39

Игры, занятия, развлечения.

Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У

Игры, занятия, развлечения. Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У
крупных помещиков имелись огромные псарни, в которых содержалось 100 и более собак. Для псарен в усадьбах сооружались специальные здания, так в Кускове «Охотничий дом» представлял собой 2-х этажное здание в готическом стиле. Выход на охоту обставлялся чрезвычайно празднично и торжественно. Участвовать в ней приглашалось множество гостей с музыкой, с песенниками, плясунами и с великим запасом вина.

Слайд 41

Крепостной усадебный театр XVIII в. явился одним из основных источников русского

Крепостной усадебный театр XVIII в. явился одним из основных источников русского театра
театра XIX в. Судьба крепостного театра в Подмосковной усадьбе – это сложная драматическая история. Судьба крепостного актёра стала темой многих произведений русской литературы. Хозяин награждал артистом фамилиями: Жемчугова, Гранатова, Хрусталёва, Бирюзова. Особенно славились театры Шереметьева в Кусково, Галицына в Нескучном, Дурасова в Люблине.

Слайд 42

Репертуар усадебных театров составлялся из специально написанных пьес. В усадебном спектакле

Репертуар усадебных театров составлялся из специально написанных пьес. В усадебном спектакле сливалось
сливалось несколько жанров: балет, опера, драма, да и само театральное представление сливалось с общим праздником. Со второй половины XVIII века получили распространение воздушные или зелёные театры. Они помешались в глубине сада и гости приобщались к действиям. В программу праздников входили театральные представления домашних трупп. Театры Шереметьева, Орлова, Воронцова, Разумовского, Голицына отличались высоким уровнем технического устройства, репертуара, исполнительского мастерства актёров. Самая большая труппа была у Шереметьева, который организовал свой театр в 1778 г., его труппа насчитывала 115 человек.
Имя файла: Дворянская-усадьба.pptx
Количество просмотров: 2514
Количество скачиваний: 55