Элементы языка QBasic

Содержание

Слайд 2

2. Синтаксические соглашения
Имеются различные способы описания синтаксиса языковых конструкций. Для описания элементов

2. Синтаксические соглашения Имеются различные способы описания синтаксиса языковых конструкций. Для описания
языка QBASIC будет использоваться та же форма описания синтаксиса, что и в Help-системе QBASIC.

1. Ключевые слова
Некоторые слова, используемые в программах, имеют особый смысл и поэтому называются ключевыми (или зарезервированными) . Интерпретация или компиляция ключевого слова всегда вызывает вполне определенное действие компьютера. Например, ключевое слово PRINT задает вывод информации на экран.

Элементы языка QBasic

Слайд 3

Имеются различные способы описания синтаксиса языковых конструкций. Для описания элементов языка QBASIC

Имеются различные способы описания синтаксиса языковых конструкций. Для описания элементов языка QBASIC
будет использоваться та же форма описания синтаксиса, что и в Help-системе QBASIC. Следующая таблица дает представление о применяемых обозначениях.

Элементы языка QBasic

Слайд 4

Элементы языка QBasic

3. Комментарии
Включенные в программу комментарии QBASIC игнорирует. Использование комментариев позволяет

Элементы языка QBasic 3. Комментарии Включенные в программу комментарии QBASIC игнорирует. Использование
включать в программу любой текст, не нарушая ее семантики. В QBASIC начало комментария обозначается знаком ' (одинарная кавычка). Остаток строки нельзя переносить в начало следующей строки, содержащей оператор.

Пример: 'Это комментарий 'PRINT без дополнений выводит на экран пустую строку  PRINT  PRINT 'За каждым оператором следует комментарий  PRINT  'Вывод пустой строки  PRINT

Слайд 5

Элементы языка QBasic

4. Арифметические выражения.
Арифметическое выражение — это комбинация чисел, арифметических констант и

Элементы языка QBasic 4. Арифметические выражения. Арифметическое выражение — это комбинация чисел,
некоторых функций, которые связаны между собой знаками арифметических операций. Числа — простейшая форма арифметических выражений. Число состоит из цифр "О...9" и специальных знаков "- + . D".

Вместо запятой ",", отделяющей целую часть от дробной, используется точка ".".

Слайд 6

Элементы языка QBasic

Сложные арифметические выражения можно получить, если связать в программе числа

Элементы языка QBasic Сложные арифметические выражения можно получить, если связать в программе
друг с другом, например, для вычислений. Символы, с помощью которых числа вступают друг с другом в некоторые отношения, называют знаками операций. Эти знаки имеют следующие значения:   

4. Арифметические выражения.

Сложные арифметические выражения можно получить, если связать в программе числа друг с другом, например, для вычислений. Символы, с помощью которых числа вступают друг с другом в некоторые отношения, называют знаками операций.

Примечание: В QBASIC операции "*", "/", "^" имеют больший приоритет, чем операции "+","-". Впрочем на последовательность вычислений можно влиять, применяя в нужных местах круглые скобки.

Слайд 7

Элементы языка QBasic

Оператор PRINT дает возможность работать с арифметическими выражениями. PRINT [Выражение] 
Выражение - Арифметическое выражение. Значение

Элементы языка QBasic Оператор PRINT дает возможность работать с арифметическими выражениями. PRINT
выражения выводится на экран. Так как в операторе PRINT выражение — необязательный параметр, то c его помощью можно выводить на экран пустую строку.

Пример:  'Пример программы применения оператора PRINT  'Для начала выведем простые числа  PRINT 12  PRINT 23.34  PRINT-345.454  PRINT 'Вывод пустых строк  PRINT  PRINT  'Вывод арифметических выражений  PRINT 12-4  PRINT+6+56-6  PRINT 3*4-4* (4+1)  PRINT 3+2^3  'Конец программы 

Слайд 8

Элементы языка QBasic

5. Строковые выражения
Строковое выражение — это комбинация текстов, текстовых констант, текстовых

Элементы языка QBasic 5. Строковые выражения Строковое выражение — это комбинация текстов,
переменных и определенных функций, которые связаны операцией "+". Простейшая строка — это текст, заключенный в кавычки ("), состоящий из произвольных комбинаций букв, цифр и специальных знаков. Тексты используются, например, чтобы выводить на экран заглавия, комментарии или примечания.

Примеры:  "Задайте высоту"  "2345,34"  "Программа окончена? (Y/N)"  "Эта программа вычисляет объем" 

Слайд 9

Элементы языка QBasic

Оператор PRINT позволяет работать со строковыми выражениями.
PRINT [Выражение] 
Выражение - Числовое или

Элементы языка QBasic Оператор PRINT позволяет работать со строковыми выражениями. PRINT [Выражение]
строковое выражение. Значение выражения выводится на экран.

Пример:  'Вывод выражений
PRINT "Вывод чисел:"  PRINT 23.4  PRINT-10.2  PRINT  PRINT  PRINT "Вычислим (10+4) - 4*(2-3'^2)"  PRINT (10 + 4)-4* (2-3^2)  PRINT  PRINT "В заключение объединим отдельные"  PRINT  PRINT "слова в текст:"  PRINT "Сегодня" + " " + "хорошая" + " погода"  'Конец программы 

Слайд 10

Элементы языка QBasic

6. Типы данных
В простейшем случае различают два типа данных: числовые

Элементы языка QBasic 6. Типы данных В простейшем случае различают два типа
и строковые. В QBASIC разные типы данных должны иметь четкие различия и признаки.

Стандартные типы данных.

Примечание: Обработка данных типа INTEGER производится значительно быстрее, чем данных типа DOUBLE.

Слайд 11

Константы и переменные

 Константы Константы определяют в начале программы. После определения они могут использоваться

Константы и переменные Константы Константы определяют в начале программы. После определения они
во всей программе. CONST Имя_константы = Выражение [, Имя_константы "Выражение]...  Имя_константы - Имя константы содержит максимум 40 символов и должно начинаться с буквы. Допустимые символы: "A...Z","0...9" и точка".". Причем несущественно, строчные или заглавные буквы составляют имя константы. Последним должен быть один из символов, идентифицирующих тот или иной стандартный тип (! # % $ ). По умолчанию QBASIC сам присвоит тип SINGLE. Следует следить за тем, чтобы не присвоить константе ключевое слово в качестве имени. Выражение - Значение, которое должно храниться в константе. Это значение может быть просто числом, другой константой, текстом или арифметическим выражением (не применять операцию"^"). 

Пример:  'Работа с константами  CONST р1!-3.14  CONST mwst% - 14

Слайд 12

Константы и переменные

Переменные
Так же, как и константы, переменные определяют в самом начале

Константы и переменные Переменные Так же, как и константы, переменные определяют в
программы. В отличие от констант, значения переменных могут меняться в процессе выполнения программы. 

Примечание:  переменные не обязательно объявлять в начале программы. Если во время работы программы необходима переменная,ее можно просто применять.

Объявление переменных выглядит так:
DIM [SHARED] Имя_переменной [, Имя_переменной ]... 

SHARED - Указание на то, что переменную можно использовать во всех функциях и процедурах программы.  Имя_переменной - Его максимальная длина 40 символов. Имя переменной подчиняется тем же правилам, что и имя константы. 

Примеры: 
DIM SHARED height!  DIM breadth!  DIM height!, length!, okl$, telefon$ 

Слайд 13

Константы и переменные

Присвоение значений переменным
Присвоить некоторое значение переменной можно следующим образом: Имя_переменной =

Константы и переменные Присвоение значений переменным Присвоить некоторое значение переменной можно следующим
{Строковое_выражение | Арифметическое_выражение}  Пример:
LET X=“СТРОКОВАЯ КОНСТАНТА“
sim=F+A/2.345

Слайд 14

Ввод/вывод

Вывод на экран
Оператор PRINT позволяет выводить данные на экран.
PRINT [Выражение] [{;|,}

Ввод/вывод Вывод на экран Оператор PRINT позволяет выводить данные на экран. PRINT
Выражение]...[{;|,} ] 
Выражение - Арифметическое или строковое выражение. Значение выражения выводится на экран.  {;|,} - Устанавливает начало последующего вывода:  ;: — значение очередного выражения следует непосредственно за значением предыдущего,  , — значение очередного выражения размещается в начале следующей области вывода. Область вывода — блок из 14 символов. Если в конце PRINT-выражения нет ни знака ";", ни ",", то выполняется перевод строки, и вывод следующего значения начинается с новой строки.  Примечание: Оператор LPRINT выводит данные на печатающее устройство (принтер). В остальном синтаксис LPRINT идентичен синтаксису оператора PRINT.

Слайд 15

Ввод/вывод

Очистка экрана.
Оператор CLS очищает экран и используется без параметров. Следующий оператор вывода начинает

Ввод/вывод Очистка экрана. Оператор CLS очищает экран и используется без параметров. Следующий
размещение данных в левом верхнем углу экрана (первая строка, первый столбец).

Пример:  'В данной программе демонстрируется очистка экрана  CLS  'Экран очищен  PRINT "Вывод в левый верхний угол, ";  PRINT "остальное поле экрана свободно"  'Конец программы

Слайд 16

Ввод/вывод

Ввод с клавиатуры
Описанный далее оператор INPUT дает возможность вводить данные во время выполнения

Ввод/вывод Ввод с клавиатуры Описанный далее оператор INPUT дает возможность вводить данные
программы, после чего эти данные обрабатываются программой. Появление на экране вопросительного знака означает запрос ввода. Ввод данных завершается нажатием клавиши , и введенное значение сохраняется в заданной переменной. INPUT [Текст{;|,}] Имя_переменной [, Имя_переменной].  Текст- Текст, который будет выведен на экран перед тем, как пользователь осуществит ввод.  {;|,} - Точка с запятой обозначает, что после текста выводится знак вопроса для обозначения необходимости ввода данных. Если вместо точки с запятой стоит запятая, знак вопроса после текста не появится.  Имя_переменной - Переменные, в которых сохраняются вводимые данные. Объявление переменных должно быть выполнено в начале программы. 

Слайд 17

Ввод/вывод

Ввод с клавиатуры

'Пример 1  DIM height!, breadth!, length! CLS  INPUT height!  INPUT breadth!  INPUT length!  PRINT  PRINT "Результат

Ввод/вывод Ввод с клавиатуры 'Пример 1 DIM height!, breadth!, length! CLS INPUT
"; height! * breadth! * length!  'Конец программы 

Слайд 18

Ввод/вывод

Ввод с клавиатуры

'Пример 2  DIM height!, breadth!, length!  CLS  INPUT "Введите, пожалуйста, высоту :";

Ввод/вывод Ввод с клавиатуры 'Пример 2 DIM height!, breadth!, length! CLS INPUT
height!  INPUT "Введите, пожалуйста, ширину :"; breadth! INPUT "Введите, пожалуйста, длину :"; length!  PRINT  PRINT "Результат V="; height! * breadth! * length!  'Конец программы  Применение точки с запятой приводит к тому, что после вывода текста на экране появляется знак вопроса, вывод которого можно отменить, если точку с запятой заменить запятой. Предложение INPUT будет выглядеть так:  INPUT "Введите, пожалуйста, высоту :", height! 

Слайд 19

Ввод/вывод

Форматированный вывод на экран
PRINT USING Шаблон Выражение [;]
Шаблон- Определяет вид, в

Ввод/вывод Форматированный вывод на экран PRINT USING Шаблон Выражение [;] Шаблон- Определяет
котором выводятся выражения.  Выражение- Арифметическое или строковое выражение.  Значение выражения появляется на экране, преобразованное шаблоном.
Как и в операторе PRINT, точка с запятой подавляет перевод строки. Шаблон в операторе PRINT USING всегда заключен в двойные кавычки (""). Внутри кавычек находятся символы, определяющие формат вывода. 

Слайд 20

Ввод/вывод

Форматированный вывод на экран

Ввод/вывод Форматированный вывод на экран

Слайд 21

Ввод/вывод

Форматированный вывод на экран

'Пример вывода с помощью оператора PRINT USING  CLS  PRINT "Сначала

Ввод/вывод Форматированный вывод на экран 'Пример вывода с помощью оператора PRINT USING
несколько арифметических шаблонов  PRINT  PRINT "Вывод с шаблоном:"  PRINT USING "#####" 112  PRINT USING "#####" 10  PRINT USING "#####" 1123  PRINT "Вывод без шаблона:" 'Для сравнения  PRINT 34  PRINT 123  PRINT 1123  PRINT  PRINT "Вывод с шаблоном:"  PRINT USING "###.##"; 34  PRINT USING "#*#.*#"; 45.2  PRINT USING "###.*#"; 123.23  PRINT "Вывод без шаблона:" 'Для сравнения  PRINT 23 "Для сравнения PRINT 345.34

Слайд 22

Ввод/вывод

Позиционирование курсора
Для перемещения курсора в требуемую позицию экрана, как правило, применяют

Ввод/вывод Позиционирование курсора Для перемещения курсора в требуемую позицию экрана, как правило,
оператор LOCATE. Это очень удобно, например, для создания сложных форм вывода на экран.  LOCATE [Строка] [, [Столбец][,[Курсор] [,Старт[,[Стоп] ]]]  Строка - Строка экрана (1-25), на которую должен переместиться курсор.  Столбец - Столбец экрана (1-80), к которому должен переместиться курсор.  Курсор - Указывает, в каком состоянии находится курсор при выводе. 0— выключен, 1 — включен.  Старт, Стоп - Числа от 1 до 31, которые задают высоту курсора. 

Слайд 23

Ввод/вывод

Позиционирование курсора

Пример :  После очистки первый вывод на экран должен быть в

Ввод/вывод Позиционирование курсора Пример : После очистки первый вывод на экран должен
десятой строке.   
'Вывод в десятую строку после CLS  CLS  LOCATE 10  PRINT "Вывод появляется в десятой строке экрана"  'Конец программы

Слайд 24

Ввод/вывод

Вывод пробелов
Функция SPC в сочетании с оператором PRINT может выводить на экран пробелы.

Ввод/вывод Вывод пробелов Функция SPC в сочетании с оператором PRINT может выводить
Это полезно, например, при оформлении вывода информации на экран. SPC (Значение) 
Значение - Арифметическое выражение типа INTEGER в диапазоне значений от 0 до 32767.

Пример:  CLS  PRINT "Text 1“; SPC(10); "Text 2" 

Слайд 25

Ввод/вывод

Функция табуляции
Функция TAB так же, как функция SPC, применяется в операторе PRINT. Позволяет

Ввод/вывод Функция табуляции Функция TAB так же, как функция SPC, применяется в
начать вывод данных текущей строки с определенной позиции.
TAB (Столбец)
Столбец - Переменная типа INTEGER, задает номер столбца вывода данных текущей строки. 

Слайд 26

Ввод/вывод

Остановка программы
В основном любой алгоритм должен как-то заканчиваться, поэтому отсутствие необходимости

Ввод/вывод Остановка программы В основном любой алгоритм должен как-то заканчиваться, поэтому отсутствие
использовать оператор END в последних версиях QBASIC, считается отрицательным его качеством. Но он всё же существует, и вставлять его в конец программы всё же стоит (потом пригодится).
Также если хотите прервать вашу программу в любом её месте то надо использовать оператор STOP. Он останавливает выполнение программы на том месте, где стоит.

Слайд 27

Управляющие операторы

Оператор безусловного перехода
Оператор GOTO позволяет изменить последовательность выполнения шагов программы, GOTO

Управляющие операторы Оператор безусловного перехода Оператор GOTO позволяет изменить последовательность выполнения шагов
Метка_перехода
  Метка_перехода Объявленная в программе метка. Метка объявляется произвольным именем, заканчивающимся двоеточием. 

Пример 1:  'Оператор GOTO CLS PRINT "Хелло, " GOTO weiter PRINT "Здесь проявляется GOTO"; Welter: ‘Метка перехода  PRINT "Долли!"  'Конец программы

Слайд 28

Управляющие операторы

Пример 2:  'Зациклившаяся программа (прервать нажатием клавиш "CTRL" + "Pause")  anfang:  PRINT 234.23  GOTO anfang

Управляющие операторы Пример 2: 'Зациклившаяся программа (прервать нажатием клавиш "CTRL" + "Pause")
'Недосягаемый конец программы 

Оператор безусловного перехода

Слайд 29

Управляющие операторы

Условия
Результат сравнения может принимать только два значения: "истина", когда высказывание справедливо,

Управляющие операторы Условия Результат сравнения может принимать только два значения: "истина", когда
или "ложь" — в противном случае. Говорят также, что истинность таких выражений либо "true" (t)(-1), либо "false" (f)(0).
В качестве сравниваемых значений (сравниваемых операндов) могут участвовать строки, числа, константы, переменные, арифметические и строковые выражения. Используют следующие операции сравнения:

Слайд 30

Управляющие операторы

Условия

Схематически условие можно представить следующим образом: 
Выражение_1 Операция_сравнения Выражение_2

Пример: 'Использование логических выражений А=2>5  B=6<=6  C=8<>9  PRINT A  PRINT

Управляющие операторы Условия Схематически условие можно представить следующим образом: Выражение_1 Операция_сравнения Выражение_2
B PRINT C  END  'Конец программы  В результате на экране вы увидите:  0  -1  -1 

Значение переменной будет зависеть от истинности или ложности определяющего выражения. Если значение выражения ложно, то переменной будет присвоено значение 0, а если истинно,
то -1. 

Слайд 31

Управляющие операторы

Условия

В логических выражениях можно использовать логические операции AND(и), OR(или), NOT(не), XOR(исключающее или, либо).

Управляющие операторы Условия В логических выражениях можно использовать логические операции AND(и), OR(или),

Таблица истинности и приоритет операций:  

 

Слайд 32

Управляющие операторы

 

Логические операции. Логическое И (AND)
AND (И) коньюктивно объединяет логические условия: Условие_1

Управляющие операторы Логические операции. Логическое И (AND) AND (И) коньюктивно объединяет логические
AND Условие_2 [AND Условие_3] … 
Пример: Составить программу, ы которой входные данные должны вводится только тогда, когда zahll % больше нуля, и одновременно zahl1% меньше нуля. Рассмотрим способ, позволяющий объединить оба условия. 
DIM zahl1%, zahl2%  CLS  DO  INPUT "Введите число 1> 0", zahl1%  INPUT "Введите число 2 < 0 ", zahl2%  LOOP UNTIL zahll %>0 AND zahl2% < 0  PRINT "Спасибо за корректный ввод"  'Конец программы
Только тогда, когда zahl1% > 0 и zahl2%< 0, значение всего логического выражения станет истинно, а значит, выполнение цикла закончится.   

Условия

Слайд 33

Управляющие операторы

 

Логические операции. Логическое ИЛИ (OR)
OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические условия: Условие_1

Управляющие операторы Логические операции. Логическое ИЛИ (OR) OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические
OR Условие_2 [OR Условие_3...] 
Результат такого объединения только тогда ложен, когда ложны все составляющие.
Пример:  DIM zahl1%, zahl2%  CLS  DO  PRINT "Число 1 или число 2 должно быть больше нуля"  INPUT "Введите число 1", zahl1%  INPUT "Введите число 2", zahl2%  LOOP UNTIL zahl1% >0 OR zahl2% >0  PRINT "Спасибо за корректный ввод"  'Конец программы
Только тогда, когда zahl1% > 0 и zahl2%< 0, значение всего логического выражения станет истинно, а значит, выполнение цикла закончится.   

Условия

Слайд 34

Управляющие операторы

 

Логические операции. Логическое ИЛИ (OR)
OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические условия: Условие_1

Управляющие операторы Логические операции. Логическое ИЛИ (OR) OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические
OR Условие_2 [OR Условие_3...] 
Результат такого объединения только тогда ложен, когда ложны все составляющие.
Пример:  DIM zahl1%, zahl2%  CLS  DO  PRINT "Число 1 или число 2 должно быть больше нуля"  INPUT "Введите число 1", zahl1%  INPUT "Введите число 2", zahl2%  LOOP UNTIL zahl1% >0 OR zahl2% >0  PRINT "Спасибо за корректный ввод"  'Конец программы
В этом примере выход из LOOP-цикла не произойдет только в том случае, если значение каждого из вводимых чисел будет меньше или равно нулю.   

Условия

Слайд 35

Управляющие операторы

 

Логические операции. Логическое отрицание (NOT)
NOT инвертирует (меняет на противоположное) значение

Управляющие операторы Логические операции. Логическое отрицание (NOT) NOT инвертирует (меняет на противоположное)
логического выражения, т.е. то, что было "ложь", становится "истиной" и наоборот.
Пример:  DIM zahl%  CLS  INPUT "Введите число " zahl%  IF NOTzahl% > 0 THEN  PRINT "Число не больше нуля"  ELSE  PRINT "Число больше нуля"  END IF  'Конец программы

Условия

Слайд 36

Управляющие операторы

 

Логические операции. Приоритет
В первую очередь вычисляется значение функции под операцией NOT,

Управляющие операторы Логические операции. Приоритет В первую очередь вычисляется значение функции под
потом AND, и в конце OR, XOR.   
Пример: 'Использование в логических выражениях логических операций  А=((2>5) AND (6<=6)) OR (NOT(8<>9))  PRINT A  END  'Конец программы
В результате на экране вы увидите: 0

Условия

Слайд 37

Управляющие операторы

 

Оператор условного перехода в программе
Этот оператор позволяет изменять порядок выполнения операторов

Управляющие операторы Оператор условного перехода в программе Этот оператор позволяет изменять порядок
в программе в зависимости от определенных условий:
IF Условие THEN  [Оператор 1-1]  [Оператор 1-n]  [ELSE  [Оператор 2-1]  [Оператор 2-m]  END IF  Если отсутствует ELSE-ветвь и условие в операторе IF ложно, то работа программы всегда продолжается с оператора, следующего за END IF. В отличие от ELSE ключевое слово THEN пропускать нельзя.

Условия

Слайд 38

Управляющие операторы

 

Цикл WHILE
С помощью конструкции WHILE … WEND можно реализовать выполнение ряда

Управляющие операторы Цикл WHILE С помощью конструкции WHILE … WEND можно реализовать
операторов до тех пор, пока выполняется определенное условие. Последовательность операторов, выполнение которых повторяется циклически, называется циклом. WHILE Условие  [Оператор_1]  .  .  .  [Оператор_n]  WEND  До тех пор пока соблюдается условие, последовательно выполняются операторы от 1 до n. Ключевое слово WEND закрывает конструкцию по аналогии с командой END IF. Если условие цикла больше не соблюдается, то выполнение программы продолжается, начиная с оператора, следующего за WEND.Если условие цикла WHILE не выполняется с самого начала, то управление сразу же передается оператору, расположенному за WEND.  

Циклические структуры

Слайд 39

Управляющие операторы

 

Цикл DO Конструкция DO...LOOP очень похожа на WHILE...WEND. Здесь также имеется последовательность

Управляющие операторы Цикл DO Конструкция DO...LOOP очень похожа на WHILE...WEND. Здесь также
операторов, повторное выполнение которых зависит от некоторых условий. 

Циклические структуры

Слайд 40

Управляющие операторы

 

Цикл DO
{WHILE I UNTIL} - Ключевыми словами WHILE или UNTIL определяется способ

Управляющие операторы Цикл DO {WHILE I UNTIL} - Ключевыми словами WHILE или
проверки условий. При использовании WHILE цикл выполняется до тех пор, пока соблюдается условие (значение логического выражения истинно). И, наоборот, при использовании UNTIL цикл выполняется только тогда, когда условие не соблюдается (значение логического выражения ложно).  EXIT DO - Оператор EXIT DO преждевременно прерывает выполнение цикла.  DO...LOOP- Работа программы продолжается с оператора, следующего за LOOP.  В первом варианте цикл выполняется по крайней мере один раз, так как проверка условия находится в конце цикла. А во втором варианте цикл может вообще не выполняться, если соответствующее условие с самого начала не позволяет входить в него. Этот вариант очень похож на цикл WHILE...WEND. Как видно из синтаксического описания, DO...LOOP может работать без проверки условий. В этом случае из бесконечного цикла можно выйти с помощью оператора EXIT DO.

Циклические структуры

Слайд 41

Управляющие операторы

 

Цикл FOR...NEXT
Используя оператор FOR...NEXT, можно программировать циклы, количество прохождений которых зависит

Управляющие операторы Цикл FOR...NEXT Используя оператор FOR...NEXT, можно программировать циклы, количество прохождений
от значения счетчика. 
FOR Счетчик = Нач_значение ТО Кон_значение [STEP Шаг]  [Оператор_1]  .  .  .  [Оператор_n]  [EXIT FOR]  NEXT Счетчик 

Циклические структуры

Слайд 42

Управляющие операторы

 
Цикл FOR...NEXT
Счетчик - Арифметическая переменная, которая изменяется при повторении цикла. Ее часто

Управляющие операторы Цикл FOR...NEXT Счетчик - Арифметическая переменная, которая изменяется при повторении
называют управляющей переменной цикла.  Нач.значение- Арифметическое выражение, задающее начальное значение счетчика.  Кон.значение - Арифметическое выражение, задающее конечное значение счетчика.  Шаг - Арифметическое выражение, задающее приращение счетчика при каждом прохождении цикла. Если эта опция пропущена, значение шага по умолчанию принимается равным +1  EXIT FOR- Прерывает выполнение цикла. Программа продолжает работу с оператора,  следующего за NEXT FOR.

Циклические структуры

Слайд 43

Управляющие операторы

 

SELECT CASE предназначен для выполнения одного из альтернативных действий, перечисленных в

Управляющие операторы SELECT CASE предназначен для выполнения одного из альтернативных действий, перечисленных
нем. Выбор определяется значением управляющей переменной. Начнем с представления синтаксиса: 
SELECT CASE Переменная  CASE Сравнение_1  [Операторы_1]  [CASE Сравнение_2  [Операторы_2] ]...  [CASE ELSE  [Операторы] ]  END SELECT  Сначала выполняется Сравнение_1. Если результат истинен, выполняются Операторы_1, после чего выполнение программы продолжается с оператора, следующего за END SELECT. Если результат Сравнения_1 ложен, то проверяется условие следующей ветви CASE. В итоге выполняются операторы той CASE-ветви, для которой выполняется условие сравнения. Если же ни для одной ветви результатом сравнения не является истина, то выполняются операторы ветви CASE ELSE.

4. Оператор выбора SELECT CASE

Слайд 44

Управляющие операторы

 

CASE-сравнение в простейшем случае состоит только из одного выражения (например, из

Управляющие операторы CASE-сравнение в простейшем случае состоит только из одного выражения (например,
чисел или из переменных). Однако можно включать списки выражений (выражение_1, выражение_2,.„) или даже целые области (выражение_1 ТО выражение_2). Далее значение переменной можно оценивать с помощью операторов сравнения, как в случае с условиями. Для этого после CASE применяется ключевое слово IS, за которым следует операция отношения и выражение. 

4. Оператор выбора SELECT CASE

Слайд 45

Управляющие операторы

 

Пример 1:  В этом примере вводимое число проверяется на принадлежность к определенному

Управляющие операторы Пример 1: В этом примере вводимое число проверяется на принадлежность
интервалу.  ‘ SELECT ... CASE  CONST zehn%= 10  DIM zahl%  CLS  INPUT "Задать число "; zahl%  SELECT CASE zahl%  CASE 1, 2 'список значений  PRINT "Число 1 или 2"  CASE 3 TO 10 'область значений  PRINT "Число в диапазоне от 3 до 10"  CASE IS = 11 'сравнение с IS и оператор  PRINT "Число 11"  'Разумеется, выражение для сравнения может быть и посложнее  CASE IS < zehn% + 10  PRINT "Число меньше 20"  CASE ELSE  PRINT "Это все, что я знаю о числе "  END SELECT  PRINT "Конец" 

4. Оператор выбора SELECT CASE

Имя файла: Элементы-языка-QBasic.pptx
Количество просмотров: 169
Количество скачиваний: 0