Эжен Делакруа

Содержание

Слайд 2

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ родился 26 апреля 1798 года, близ Парижа, Франция

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ родился 26 апреля 1798 года, близ Парижа, Франция
— умер 13 августа 1863 года, Париж, Франция — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Он возглавил национальную французскую романтическую школу, отступив от четких правил академизма.

Слайд 3

Предлагаю окунуться в творчество этого талантливого художника и просмотреть несколько картин, написанных

Предлагаю окунуться в творчество этого талантливого художника и просмотреть несколько картин, написанных его рукой.
его рукой.

Слайд 4

«Ладья Данте» (известна также под названием «Данте и Вергилий в аду») — первая значительная

«Ладья Данте» (известна также под названием «Данте и Вергилий в аду») —
картина, созданная Эженом Делакруа , и одна из работ, которые, как считается, знаменовали собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи. Картина была написана в 1822 году к открытию Парижского салона и ныне выставлена в Лувре. Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников. Расположение фигур на картине в большей степени ещё совместимо с доминировавшими тогда во французской живописи принципами неоклассицизма.

Ладья Данте

Слайд 5

Картина впервые была выставлена в Салоне Лувра в 1827—1828 годах и сразу

Картина впервые была выставлена в Салоне Лувра в 1827—1828 годах и сразу
же вызвала отрицательные отзывы критиков. Её критиковали за авторские ошибки в перспективе и за царящий на переднем плане хаос. Также Делакруа был обвинён в эротомании и смаковании жестокости. Сюжет картины Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями. Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

Смерть Сарданапала

Слайд 6

Считается одной из ключевых вех между эпохами Просвещения и Романтизма. В центре картины

Считается одной из ключевых вех между эпохами Просвещения и Романтизма. В центре
изображена женщина, известная как Марианна — символ Французской республики и олицетворение национального девиза «Свобода, Равенство, Братство». В этом образе Делакруа удалось совместить величие античной богини и отвагу простой женщины из народа. На голове её фригийский колпак (символ свободы во времена первой французской революции), в правой руке — флаг республиканской Франции, в левой — ружьё. Босая и с обнажённой грудью, символизирующей самоотверженность французов, способных с «голой грудью» идти на врага, она шагает по груде трупов, словно выходя из холста прямо на зрителя. За Свободой идут представители различных социальных классов — рабочий, буржуа, подросток — символизирующие единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в образе мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя; по мнению других моделью мог послужить драматург Этьенн Араго или куратор Лувра Фредерик Вилло.

Свобода, ведущая народ

Лувр, 1830

Слайд 7

Схватка человека с диким животным – один из любимейших мотивов самого яркого

Схватка человека с диким животным – один из любимейших мотивов самого яркого
представителя французского романтизма Эжена Делакруа. Великолепный, мощный и безудержный зверь был олицетворением яростной стихийной силы, так увлекавшей художников этого направления. Мужественное противостояние хищнику ставило человека на грань жизни и смерти, обостряло чувства и было чревато трагедией. Делакруа обожал диких животных, он постоянно посещал зоопарк, где делал массу набросков, а неудержимая фантазия подсказывала художнику все новые и новые повороты подобных сюжетов.

Слайд 8

Охота на львов в Марокко

Охота на тигра

Эрмитаж, 1854

Лувр, 1854

Охота на львов в Марокко Охота на тигра Эрмитаж, 1854 Лувр, 1854

Слайд 9

Пятнистый, переливающийся темным золотом гибкий силуэт пантеры – центр композиции, притягивающий взгляд

Пятнистый, переливающийся темным золотом гибкий силуэт пантеры – центр композиции, притягивающий взгляд
зрителя. Лицо всадника недоработано, зато необычайно красивый белый конь и вцепившийся в него хищник изображены во всем своем великолепии. Извивающееся тело схватившей добычу дикой кошки задает ритм вихреобразному движению всех персонажей картины. Сильные контрасты белых, рыжих, черных, бледно-бирюзовых и багряных цветов сообщают дополнительную динамику этой бурной сцене. Исход битвы не решен, картина кажется незаконченной, а все в ней – зыбким и подверженным изменениям.

Пантера, нападающая на всадника

Национальная галерея (Прага), 1855

Слайд 10

Резня на Хиосе

Лувр, 1824

Никого не оставили равнодушными события на греческом острове, пережившим

Резня на Хиосе Лувр, 1824 Никого не оставили равнодушными события на греческом
кровавую бойню, устроенную турками поработителями. В этой истории было все - вероломство, кровожадность, бесчестие, предательство... В наказание за свободолюбие и стремление сбросить иноземное ярмо жители были наказаны. По приказу правителя Османской империи убивали детей, женщин, мужчин. Из стотысячного населения выжило менее двух тысяч, которые были насильно обращены в ислам.
Для передачи всего ужаса резни художник использует необычный прием. В его работе нет сильных эмоций, на лицах жертв нет страданий, лица убийц также показательно спокойны. Но именно это и вызывает самый сильный отклик в душе зрителя.
Несчастные жертвы вероломного нападения перестали сопротивляться, они покорились своей участи и ждут неизбежного конца. В них даже нет страха смерти, лишь ожидание...
Турецкий всадник на вздыбившемся коне также не испытывает к своим жертвам никаких чувств. Он выполняет приказ и спокоен, уверенный в справедливости происходящего.

Слайд 11

Лица героинь выражают неясные эмоции - то ли это полное умиротворение,

Лица героинь выражают неясные эмоции - то ли это полное умиротворение, то
то ли ностальгия, то ли тоска, а может всё дело в кальяне... Обстановка выписана с особой тщательностью, чтобы передать не только восточный колорит, но эту неосязаемую духоту помещения, в которой разместились невольницы. Выразительная работа Делакруа поражает своим метроритмом - время будто замерло на картине, вернее счёт ему никто не ведёт. Сами жёны в своей истоме и неподвижности, будто стали частью этой комнаты, в которой они целыми днями проводят время. Известно, что попав в столь диковинное для европейца место, Делакруа принялся всё зарисовывать акварелью, но время было ограничено, и художника в своём блокноте оставлял подробные описания, касающиеся одежд наложниц. Исследователи отмечают, что именно в этой работе живописец стал экспериментировать с цветами и оттенками, которые до этого не использовал.

Алжирские женщины

Лувр, 1834

Слайд 12

Картина "Христос на Галилейском море" посвящена сюжету, описанному в трёх Евангелиях Нового

Картина "Христос на Галилейском море" посвящена сюжету, описанному в трёх Евангелиях Нового
Завета. Плывущий по морю Иисус со своими учениками демонстрирует силу христианской веры, вызвав бурю и шквальный ветер. Здесь Делакруа большую роль отдаёт морю. Тяжёлые волны с острыми, будто ощетинившимися гребнями, нещадно качают маленькое судёнышко с людьми, которые пытаются удержаться на своём утлом плавсредстве, не свалившись в тёмно-лазурную пучину. Так реалистично и эмоционально выписать неспокойный морской простор Делакруа помогли его морские путешествия в Дьеп, когда автор был предельно внимателен, разглядывая, запоминая и зарисовывая "поведение" воды. Тёмное, свинцовое небо тяжело нависает над героями. Между бушующим глубоким морем и серыми облаками лодка будто зажата в тиски. Безжалостный ветер рвёт парус и тот, выполняя чудаковатый танец под натиском бури, вот-вот опустится в море, оголив покосившиеся мачты. Главным контрастом выступает образ безмятежного Христа, и мечущихся испуганных людей, пытающихся удержать накренившуюся мачту. Лик Христа обозначен едва уловимым золотистым свечением

Христос в Галилейском море

Художественный музей Уолтерса, 1854

Слайд 13

Живописец применил хорошо освоенный приём – панорамное композиционное построение. Мастер предлагает нам

Живописец применил хорошо освоенный приём – панорамное композиционное построение. Мастер предлагает нам
рассмотреть всё происходящее с высокой точки. Восседая на лошадях с флагами и хоругвями, крестоносцы двигаются по городу. Во главе армии - Бодуэн Фландрский. Армию обступили мирные жители Константинополя. Они молят о пощаде захватчиков. Но в отличие от других полотен художника, крестоносцы не выглядят кровожадно и жестоко, они предстают перед зрителями скорее утомлёнными, и даже в какой-то мере смущёнными. Сцен баталий или резни здесь также не найдёшь. Делакруа сосредоточился на зрелищности - представленная сцена выглядит театрально. Это, в первую очередь, достигается богатым широким фоном за спинами всадников и просителей. Беспокойное небо, лазурная вода, богатый зелёный рельеф, неровные цепочки белокаменных строений - всё подчёркивает исключительную красоту захваченного города. Крестоносцы ворвались будто в сказочный Эдем. И Эдем пал под натиском сурового войска, обратив город в стонущую толпу, молящую о пощаде. Представленную картину у Делакруа купило государство, и пополнило коллекцию исторического жанра Лувра. Сегодня эта динамичная и эмоциональная работа французского художника-романтика экспонируется там же.

Вступление крестоносцев в Константинополь

Лувр, 1840

Слайд 14

Героиня стоит на одном колене на камнях - это развалины какого-то

Героиня стоит на одном колене на камнях - это развалины какого-то строения.
строения. На переднем плане зритель может видеть безжизненную руку павшего греческого воина. Вдали - фигура темнокожего мужчины с посохом. Исследователи отмечают, что здесь Делакруа использовал необычную для себя технику накладывания цветов - контрастные тона наносились на холст мелкими мазками, именно поэтому картина получилась столь выразительной в колористическом и драматическом плане. Сегодняшнее поколение, бесконечно далёкое от тех событий, не может не прочувствовать эту трагедию, глядя на красивую женщину, Грецию, которая в своей умоляюще-укоряющей позе, с разведёнными руками, будто в немом ужасе застыла над попранным отечеством, вступившим в жестокий бой за независимость. Большим произведениям не страшно забвение и непонимание…

Греция на руинах Миссолонги

Музей изобразительных искусств, Бордо, 1826

Слайд 15

Национальный музей Эжена Делакруа, также известный как музей Делакруа, расположен в 6-м

Национальный музей Эжена Делакруа, также известный как музей Делакруа, расположен в 6-м
округе Парижа, на улице Фюрстенберг, 6. Он открыт ежедневно, кроме вторника, вход 6 евро. Музей находится в доме, где расположена последняя квартира Делакруа: он переехал туда 28 декабря 1857 года и проживал в ней вплоть до своей смерти 13 августа 1863 года. В 1929 году было организовано общество наследия художника (Société Des Amis d’Eugène Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, находившееся к тому времени в аварийном состоянии. В 1954 году здание было передано французскому правительству. В 1971 году оно становится Национальным музеем, а в 1999 был реконструирован окружающий его сад. В этом здании также проживал и работал французский художник Леон Прентан вплоть до своей смерти 9 июля 1945 года.

Музей Эжена Делакруа

Имя файла: Эжен-Делакруа.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0