Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: Новая реальность

Содержание

Слайд 2


«НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
(1954 – 1990-Е)
основатель - Элий Белютин
Среди учеников:
Владислав Зубарев
Вера Преображенская
Леонид Рабичев
Люциан

«НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (1954 – 1990-Е) основатель - Элий Белютин Среди учеников: Владислав
Грибков
Тамара Тер-Генвондян

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Студия «Новая Реальность», Абрамцево 1989 год.
Фото: Л.Мелихова
Источник: Потресов В. Мифы и реалии «Новой реальности». – М.: Пальмира, 2016.

Слайд 3

Среди учеников:
Владимир Виноградов
Сергей Соколов
Наталья Гончарук
Иван Бурмистров
Надежда Певчева
:

«ТЕМПОРАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
(1978 – Н.В.)
Основатель – Владислав

Среди учеников: Владимир Виноградов Сергей Соколов Наталья Гончарук Иван Бурмистров Надежда Певчева
Зубарев

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Студия «Темпоральная реальность» на занятиях в помещении школы, 1990-е
Источник: ФРАИ // URL: http://ruabstract.com/ru/theories/temporariness#

Слайд 4

ИСТОРИОГРАФИЯ

Асеева Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80 гг.), СПБ, 2002.
Дьяконов В.

ИСТОРИОГРАФИЯ Асеева Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80 гг.), СПБ, 2002.
Московская художественная культура 1950-60-х: возникновение неофициального искусства, Москва, 2009.
Флорковская А. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления, Москва, 2018

Общие работы

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

О «Новой реальности» и Э. Белютине

Молева Н. Эта долгая дорога через ХХ век. Жизнь и творчество Элия Белютина, 2003.
Потресов В. Мифы и реалии «Новой реальности», 2016.
.

Слайд 5

Материалы, посвященные творчеству Элия Белютина и «Новой Реальности» требуют критического анализа

Материалы, посвященные творчеству Элия Белютина и «Новой Реальности» требуют критического анализа Личность
Личность и творчество художника Владислава Зубарева и его студии «Темпоральная реальность» до сих пор неизучена
Растущий интерес к художественному наследию рассматриваемых студий и методам преподавания в них

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ТЕМЫ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 6

Предметом исследования выступает феномен школы- студии в контексте советского послевоенного неофициального искусства

Предметом исследования выступает феномен школы- студии в контексте советского послевоенного неофициального искусства

Объект исследования – теоретическое и художественное наследие основателей̆ рассматриваемых нами школ-студий Элия Белютина и Владислава Зубарева

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 7

выявить преемственность методов преподавания в студиях Белютина и Зубарева;
проанализировать биографию, художественную практику,

выявить преемственность методов преподавания в студиях Белютина и Зубарева; проанализировать биографию, художественную
теорию и методы преподавания Элия Белютина и студию «Новая реальность»;
рассмотреть становление художника Владислава Зубарева, его теорию и студию «Темпоральная реальность»

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

- состоит в изучении деятельности школ-студий «Новая реальность» и «Темпоральная реальность», выявлении их ценности в контексте послевоенного
неофициального искусства.

Слайд 8

Метод критического анализа источников
Метод сравнения
Биографический метод
Формально-стилистический анализ

МЕТОДОЛОГИЯ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального

Метод критического анализа источников Метод сравнения Биографический метод Формально-стилистический анализ МЕТОДОЛОГИЯ Феномен
советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 9

1.1 Казимир Малевич и УНОВИС: история , теория, практика.
1.2 Павел Филонов и

1.1 Казимир Малевич и УНОВИС: история , теория, практика. 1.2 Павел Филонов
МАИ.
1.3 Михаил Матюшин и теория расширенного смотрения.

ГЛАВА 1
Практики школ-мастерских в искусстве авангарда

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 10

2.1 Элий Белютин: становление художника и педагога.
2.2 «Теория всеобщей контактности» Элия Белютина

2.1 Элий Белютин: становление художника и педагога. 2.2 «Теория всеобщей контактности» Элия
и ее использование в преподавании
2.3 Студия «Новая реальность»: устройство, занятия, выставки, ученики

ГЛАВА 2
«Новая реальность» Элия Белютина: теория и практика

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 11

обнаруживает сходства с методами педагога Павла Чистякова, художников Казимира Малевича, Павла Филонова,

обнаруживает сходства с методами педагога Павла Чистякова, художников Казимира Малевича, Павла Филонова,
Михаила Матюшина и Василия Кандинского
в настоящее время методы теории используются при разработке мастер-классов по развитию креативного мышления

Теория контактности
- система раскрытия творческих потенций человека, существует по законам контактности, разработанным Элием Белютина. Эта система стала основой преподавания в школе-студии «Новая реальность»

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 12

3.1 Владислав Зубарев: от ученика к учителю
3.2 Теория темпорального искусства
3.3 Студия

3.1 Владислав Зубарев: от ученика к учителю 3.2 Теория темпорального искусства 3.3
«Темпоральная реальность»
3.4 Архив Владислава Зубарева

ГЛАВА 3
«Темпоральная реальность» Владислава Зубарева

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 13

«Теория темпоральности» наследует некоторые положения «Теории контактности» Белютина, а также перекликается с

«Теория темпоральности» наследует некоторые положения «Теории контактности» Белютина, а также перекликается с
«Расширенным видением» Михаила Матюшина
Зубарев выделяет несколько категорий времени и работает над их отображением в искусстве

Теория темпорального искусства
- художественная программа Владислава Зубарева, связанная с понятиями времени и его отражением в искусстве

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 14

Разработка сюжета «В саду Эдема». Из записных книжек Владислава Зубарева, 1997 год.
Источник:

Разработка сюжета «В саду Эдема». Из записных книжек Владислава Зубарева, 1997 год.
Архив Фонда русского абстрактного искусства

АРХИВ ВЛАДИСЛАВА ЗУБАРЕВА

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Из записных книжек Владислава Зубарева, 1969-1972 г.г.
Источник: Архив Фонда русского абстрактного искусства.

Слайд 15

Выявлена преемственность методов преподавания между студиями Белютина и Зубарева и мастерскими авангардистов
Изучена

Выявлена преемственность методов преподавания между студиями Белютина и Зубарева и мастерскими авангардистов
биография художника Элия Белютина, художественная программа и педагогическая методика, и основанная им школа-студия «Новая реальность». Отмечена актуальность методов преподавания на основе «Теории контактности»
Проанализировано становление художника Владислава Зубарева, разработанная им «Теория темпорального искусства» и деятельность его студии. Изучено и расшифровано порядка сорока листов из архива художника, ранее не опубликованных

РЕЗУЛЬТАТЫ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»

Слайд 16

Личный архив Владислава Зубарева, хранящийся в Фонде абстрактного искусства, и частично проанализированный

Личный архив Владислава Зубарева, хранящийся в Фонде абстрактного искусства, и частично проанализированный
и расшифрованный в нашей работе может стать основой будущих исследований

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Феномен школы-студии в контексте послевоенного неофициального советского искусства: «Новая реальность» и «Темпоральная реальность»