Слайд 2Литература
http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txthttp://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt – Аристотель «Метафизика»
http://www.claw.ru/a-humant/fl_gu_m_191.htm - общее изложение теории Аристотеля
http://psylib.org.ua/books/dobro01/txt05.htm - комментарий А.
![Литература http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txthttp://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt – Аристотель «Метафизика» http://www.claw.ru/a-humant/fl_gu_m_191.htm - общее изложение теории Аристотеля http://psylib.org.ua/books/dobro01/txt05.htm - комментарий А. Доброхотова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-1.jpg)
Доброхотова
Слайд 3
Метафизика Аристотеля:
«Что такое бытие как бытие?"
(on he (i) on)
«… естествоиспытатель
![Метафизика Аристотеля: «Что такое бытие как бытие?" (on he (i) on) «…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-2.jpg)
(physikos) занимается всем тем, что составляет действительности и состояния такого-то тела и такой-то материи… [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик, поскольку же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик» // Аристотель. О душе, I, 1, 403 b
Слайд 4
Метафизика Аристотеля
Возражения против теории идей Платона:
Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник
![Метафизика Аристотеля Возражения против теории идей Платона: Приписывая всем вещам одноименные идеи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-3.jpg)
удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее.
Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели.
"Третий человек": Связь предмета и идеи требует "посредника". Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один "человек", скажем, "грек". Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один "человек", допустим, "белый человек", и т.д. до бесконечности.
Идеи провозглашают причинами, но не могут им быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения.
Платон не выяснил, что означает "причастность" вещей идеям, - это "пустые слова и поэтические метафоры".
Наконец, вообще невозможно, "чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является» // Метафизика. I, 81
Слайд 5Метафизика Аристотеля
Аристотель – панлогист
1 найти значение термина
2 уметь его пояснить применительно
![Метафизика Аристотеля Аристотель – панлогист 1 найти значение термина 2 уметь его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-4.jpg)
ко взглядам Аристотеля
Категории – роды бытия? Формы мысли? Грамматические формы? (от греч. kategoreo – высказывать, утверждать, судить)
Три основных категории, согласно «Метафизике», - сущность, свойство, отношение. Почему от десяти категорий Аристотеля приходит к трем?
Слайд 6Метафизика Аристотеля
Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии и
![Метафизика Аристотеля Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-5.jpg)
«способность к отдельному существованию». Отсюда:
Первые сущности – отдельно существующие предметы
Вторые сущности – роды и виды бытия
Слайд 7Метафизика Аристотеля
"А о причинах (aitian), - пишет Аристотель, - речь может идти
![Метафизика Аристотеля "А о причинах (aitian), - пишет Аристотель, - речь может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-6.jpg)
в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, "основание, почему" (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему ( вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движения; четвертой ... "то, ради чего" (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)».
Формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) - если принять более позднюю номенклатуру - исчерпывают все возможные причины.
Слайд 8Трактовка формальной причины
Форма = суть бытия = первая сущность
Форма – минимально общее,
![Трактовка формальной причины Форма = суть бытия = первая сущность Форма –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-7.jpg)
что есть в вещи
«Форму никто не создает и не производит»
Форма составляет суть вещи, то, без чего ее нет
Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся
Форма – смысл вещи
Форма активна
Форма вечна
Форма неподвижна
Слайд 9Трактовка материальной причины
Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное и
![Трактовка материальной причины Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-8.jpg)
неопределенное вещество
Стеросис – «лишенность» - «то, из чего вещь состоит»
В чем отличие платоновской трактовки материи от аристотелевской?
Слайд 10Трактовка динамической причины
Возможность
Действительность
Природа и технэ как движущие причины
Материя – возможность или действительность?
Кирпич
![Трактовка динамической причины Возможность Действительность Природа и технэ как движущие причины Материя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-9.jpg)
- … глины
Глина - … кирпича
Дом - … кирпича
Слайд 11Трактовка целевой причины
Цель – в самой вещи
Энтелехия
Цель – стремление к благу, т.е.
![Трактовка целевой причины Цель – в самой вещи Энтелехия Цель – стремление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/396163/slide-10.jpg)
осуществленности
Достижение цели – реализация потенциала
Осуществление цели – существование
Не осуществленная цель = отсутствие существования